Вторник, 27.06.2017, 03:50
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Разное о музыке » Джаз

Джаз: Нина Саймон

Воплощеним американской мечты можно назвать творческую судьбу Нины Саймон. Нина Саймон (Nina Simone) известна как многогранностью своего таланта, полной самоотдачей и самобытностью творчества, так и сложным, противоречивым характером, который делал общение с ней очень непростым. Великолепная певица, пианистка, композитор, аранжировщица, она была настолько всеобъемлющим исполнителем, что иногда это даже мешало ее карьере – публике нелегко было принять такую разноплановость певицы. Нина Саймон – артистка с длинным шлейфом всевозможных амплуа, стилей и жанров: джаз, рок, поп, фолк, блюз, соул, госпел, классика и бродвейский мюзикл. Ей хотелось быть всем сразу и прямо сейчас, поэтому разные стили сосуществовали в ее творчестве одновременно, порой даже в пределах одного альбома. Слишком многоликая, слишком парадоксальная, слишком эклектичная, слишком импульсивная и категоричная, чтобы справиться с амплуа поп-звезды. Обожавшие ее фаны называли Нину жрицей соула, под таким именем она и вошла в историю…

Она родилась в провинциальном городишке штата Северная Каролина в бедной негритянской семье. И, благодаря своему таланту, несмотря на расовые предрассудки, отсутствие продюсера и стартового капитала для раскрутки, она завоевала самые престижные сцены планеты, обрела поклонников по всему миру, став кумиром миллионов.

Юнис – так звали будущую Нину Саймон – была шестым, предпоследним ребенком в семье Вэймонов. У них не водилось денег, зато маленькая Юнис обладала богатством другого рода – талантом. Уже в 4 года она начала играть на фортепиано, а в 6 дала свой первый концерт. Именно тогда Юнис ощутила, что «черный» и «белый» – это не только два цвета, но и две ступени социальной лестницы в Америке тех лет: ее родители вынуждены были уступать места в первом ряду господам со светлым цветом кожи.

Юнис Вэймон была настоящим вундеркиндом, и яркую одаренность ребенка не мог не заметить ее первый учитель музыки. Чтобы дать своей ученице возможность получить качественное образование, он создал благотворительный «Фонд Юнис Вэймон». Собранные средства позволили девочке год проучиться в престижной нью-йоркской Juilliard School на фортепианном отделении. Для Юнис это было огромной удачей, ведь с самого детства она грезила о славе первой темнокожей пианистки, виртуозно исполняющей классику.

После окончания школы Юнис решила продолжить образование, однако в музыкальный вуз ее не взяли. Причина отказа не озвучивалась, и девушка сначала решила, что дело в ней: наверное, у нее просто нет таланта. Однако дело было в другом – и Нина поймет это позже – в цвете кожи. Чувство безысходности, ярость, протест – именно эти чувства Нина Саймон впоследствии мастерски выразит в своем творчестве, призывая общество услышать боль человека, который испытал на себе расовую ненависть.

Юнис не сдалась: музыку не оставила. Несостоявшаяся студентка подрабатывала аккомпаниатором, давала уроки фортепианной игры, а в 1953 году получила работу пианистки в ирландском баре «Midtown Bar and Grill» в городе Атлантик-Сити. Прежде чем принять Юнис, владелец заведения решил испытать девушку – поставил условие: она должна не только играть на фортепиано, но при этом еще и свободно петь. Для Юнис ни то, ни другое не было проблемой, и работу она получила.

Девушка взяла себе сценический псевдоним – Нина Саймон («Nina» – «малышка» – ласковое прозвище, которое дал Юнис ее друг, а «Simon» – в честь любимой французской актрисы Саймоне Синьоре). Так готовившаяся стать классической пианисткой, Юнис Вэймон стала Ниной Саймон и начала делать первые шаги в мире шоу-бизнеса.

В 1957 году Саймон записывает первую пластинку «Little girl blue». Она заявляет о себе как о талантливой артистке, но оглушительного успеха пока нет.

Согласно легенде, звезда Нины Саймон зажглась благодаря песне «I loves you Porgy» из оперы Дж. Гершвина «Porgy&Bess». Однажды посетители бара попросили артистку спеть эту композицию. Нина исполнила песню, публика пришла в восторг, и вскоре артистка стала популярной. Кто знает? Быть может, все так и начиналось. Достоверно же известно, что в 1959 году Нина Саймон записывает «I loves you Porgy» на студии: песня сразу же достигает второй строчки в национальных ритм-энд-блюзовых чартах и занимает 13 строчку чарта поп-музыки.

Мелодичная и очень красивая «I loves you Porgy», ставшая джазовым стандартом, в исполнении Нины Саймон наполнилась новым особым звучанием. Бархатный, низкий, переливчатый голос артистки передает все оттенки чувств влюбленной девушки, и это исполнение невольно остается в памяти у каждого слушателя.

Впоследствии Нина Саймон говорила: ее так часто просили спеть «I loves you Porgy», что за время своей музыкальной карьеры она устала от этой композиции.
Пластинка разошлась миллионным тиражом – это был колоссальный успех. И, словно по мановению волшебной палочки, никому не известная певица из ночного бара стала звездой, выступающей в Town Hall, Carnegie Hall и на Newport Jazz Festival.

Популярность дает Нине Саймон возможность максимально проявить свой талант. Артистка заключает договор со звукозаписывающей компанией Colpix (Columbia Pictures Records). Сотрудничество Нины с Colpix длится до 1964 года. За это время она записывает десять (!) альбомов: шесть студийных и четыре «живых».

Став известной, Нина Саймон смогла щедро делиться с публикой своим талантом. На своих выступлениях она не ограничивалась демонстрацией оригинального гибкого вокала: Нина изумляла публику отличным владением инструментом, аккомпанируя сама себе, в то же время она была не просто исполнителем, она была прекрасной актрисой, а иногда даже танцовщицей. Своеобразные интонации, акценты, жесты, музыкальные паузы, полные смыслового содержания, – все это делало любое выступление Нины Симон подобным небольшому театральному представлению. Однако ведущая роль все же отводилась музыке.

Если в конце 50-х звезда Нины Саймон только зажигалась, то в 60-е годы она стремительно восходит на музыкальном небосводе и достигает своего зенита.

Артистка много выступает, выпускает один альбом за другим, хиты известных певцов и композиторов в ее исполнении буквально обретают вторую жизнь, большим успехом пользуются также и ее собственные песни. В личной жизни тоже все ладится: в 1961 году певица выходит замуж за детектива Энди Страуда, а через год у нее рождается дочь.

В 60-е, обретя как любовь неискушенной публики, так и уважение профессионалов, Нина Саймон благодаря популярности получает возможность говорить и быть услышанной. С помощью творчества она пытается донести до людей свои идеи и мысли. Лейтмотивом становится тема дискриминации афроамериканцев в США, ведь Нина знает не понаслышке, как тяжело порой бывает, если твой цвет кожи темнее, чем это нужно.

В 1963 году после бомбежки церкви в Бирмингеме, в результате которой погибли четыре чернокожих ребенка, Нина Саймон пишет «Mississippi Goddam». Эта композиция построена на контрасте: мелодия – легкая, веселая и подвижная, а вот текст – полон горечи, ярости, обвинений и вопросов.

Why don’t you see it? Why don’t you feel it?
I don’t know, I don’t know.
You don’t have to live next to me,
Just give me my equality.

Почему вы не видите этого? Почему вы не слышите этого?
Я не знаю, я не знаю.
Вы не обязаны жить рядом со мной,
Просто дайте мне мое равенство.

Якобы из-за словечка «goddam», что обозначает «проклятие», эта песня была запрещена в ряде южных штатов США, но наверняка причиной бойкота было ее политически острое содержание. Ведь Нина не стеснялась в выражениях.

Еще одну композицию Нины Саймон, посвященную теме дискриминации, «Four women» (1966), также запретили на некоторых радиостанциях штатов, считая оскорбительной для чернокожих людей. В ней артистка рассказывает горькие истории четырех женщин: «смуглый», «черный», «желтый» и «шоколадный» – оттенки кожи героинь будто предопределяют их образ жизни и окружение. Они терпят унижение:

Whose little girl am I?
Anyone who has money to buy…
My name is sweet thing.

Я маленькая девочка, но чья?
Любого, кто готов купить меня…
Меня зовут «милашка»,

испытывают боль и одиночество:

My back is strong,
Strong enough to take the pain
Inflicted again and again.

Моя спина сильна настолько,
Чтоб причиняемую боль
Выдерживать от раза к разу.

Наряду со Стокли Кармичелом, Джеймсом Болдуином и Ленгстоном Хьюзом Нина была духовным лидером борьбы за гражданские права в США. Своими песнями она заставила людей увидеть, насколько несовершенной была система США в те годы, почувствовать, что нужно что-то менять. Она призывала к человечности, терпимости и пониманию. Поэтому певицу и называли «Голосом Черной революции».

Одним из знаковых альбомов Нины Саймон в 60-х стал «High Priestess of Soul» (1966 г.), что переводится как «Верховная жрица соула» (по некоторым версиям, «любви»). Здесь артистка смело экспериментирует с музыкой: соул, блюз, поп, джаз – на стыке этих жанров рождены композиции пластинки. Записана она была с большим оркестром. Лирические инструментальные импровизации соседствуют с резкими политическими обвинениями и беззаботными популярными композициями. Название альбома стало нарицательным для Нины Симон, потому что глубина и духовность – это то, за что ее боготворят поклонники и благодаря чему ее музыка до сегодняшнего дня актуальна. К тому же эклектичность этого альбома характерна для творчества Нины в целом.

Однозначно сказать нельзя, кем Нина Саймон была в большей степени: певицей, композитором или пианисткой – Бог щедро ее одарил. В отличие от других исполнителей и авторов, о ее музыке нельзя сказать «стиль» или «манера». Особенность творчества артистки – музыкальный космополитизм: в своих выступлениях она, используя блюзовую мелодику, нашла место и для баховского контрапункта, и для африканских ритмов. Нина смело использовала фольклорные мелодии разных народов, исполняла госпел, соул, песни варьете и вновь возвращалась к джазовым импровизациям. Как настоящий творец она не ограничивалась рамками традиций.

Несмотря на такую разноплановость творчества, артистку Нину Саймон безошибочно узнаешь по энергии, которую она вкладывала в свою музыку, по искренности, которой она щедро делилась, по особой интонации.

Нина обладала своеобразным низким, «темным» – позволю себе такое сравнение – тембром голоса. Ведь, если, к примеру, Элла Фицджеральд – это майское яркое солнце, то Нина Саймон, скорее, – осенний дождь. Ее проникновенный, глубокий, бархатистый голос передает все оттенки печали, тоски, душевного ненастья. Именно то, что в английском языке называется «blue» и «trouble».

Послушайте «Ne me quitte pas» в исполнении Нины – и вы кожей ощутите боль и мучительное предвкушение любовной разлуки, которыми буквально наполнен ее голос. Эта версия композиции мгновенно стала хитом и до сих пор любима многими меломанами, хотя изначально ее спел французский шансонье Жак Брель.

Альбом под аналогичным песне названием, выпущенный в 1965 году, стал самым успешным за всю музыкальную карьеру певицы. Именно на нем впервые появился хит «I put a spell on you», который исполняли и до Нины, и после нее. Однако версия артистки неизменно пользуется огромной популярностью на протяжении многих лет. Нина Саймон в этой песне создала яркий и очень притягательный образ сильной женщины, которая любит и чья любовь не терпит отказа.

I don’t care
If you don’t want me…
I love you, I love you, I love you,
Because you’re mine.

Плевать, что не хочешь меня,
Ты – мой,
Потому что люблю тебя.

Многие другие работы артистки вдохновляют оптимизмом, вселяют веру в себя. Такова, например, «To Be Young, Gifted And Black» (1969) – гимн таланту и радости жизни. Или песня из мьюзикла «Волосы» «Ain’t Got No» (1968), смысл которой таков: даже если у тебя нет ни друзей, ни образования, ни семьи, ни машины, ни туфель, у тебя есть язык, уши, руки, ноги. И самое главное – жизнь!

Нина Саймон как никто другой могла выражать страдание, боль, но в то же время умела вселять надежду, пробуждать радость жизни, жажду любви. Своей игрой на фортепиано и невероятным вокалом она завораживала слушателей и, словно древняя жрица, лечила – и лечит до сих пор – людские сердца. Вот отзыв из блога одной ее поклонницы: «Музыка Нины Саймон для меня лучшее лекарство от депрессии и плохого настроения».

Семидесятые стали для Нины Саймон периодом забвения: она рассорилась со звукозаписывающей компанией и развелась с мужем, детективом Энди Страудом, который был по совместительству и ее менеджером. В творческой жизни артистки наступил период затишья.

В 1974 году Нина Симон покидает США, «устав бороться с истеблишментом» против расизма. Она много путешествует по миру, но в конце концов обосновывается на Юге Франции. Там в Carry-le-Rouet до сих пор находится ее резиденция.

По стечению обстоятельств именно Франция дала Нине Саймон еще один шанс: певица возродилась, словно Феникс из пепла, и снова оказалась на гребне популярности. В 1987 году песня «My Baby Just Cares For Me» прозвучала в рекламном ролике «Шанель». Эта композиция принесла Нине славу и стала одной из самых популярных мелодий ХХ века.

«My Baby Just Cares For Me» – авторская композиция Нины Саймон. И о ней стоит рассказать поподробнее.

Не случайно о Нине Саймон говорили, что она опережает свое время: записана песня была ровно за тридцать лет до своего оглушительного успеха на самой первой тогда еще пробной пластинке певицы «Little Girl Blue». А в 1987 году сингл использовали для озвучивания рекламного ролика духов «Шанель №5», который показали на британском телевидении. И вот, совершенно неожиданно, казалось бы, забытая, уже канувшая в архивы композиция стала модным суперпопулярным хитом. В чем же ее секрет?

Прежде всего, конечно, в незамысловатой, но подвижной и веселой мелодии. Она легко ложится на слух, и ее хочется слушать снова и снова. Дополняет мелодию довольно простой текст с часто повторяющимися фразами, запомнить которые не составляет особого труда.

Песенка, кстати, о любви. О том, что возлюбленному «baby» певицы плевать на одежду, обувь, светские вечеринки, машины, гонки и прочую чепуху. Даже улыбки голливудских красоток – Элизабет Тэйлор и Лиз Тёрнер – совершенно не прельщают парня. Ведь ему есть дело только до своей милой, о чем, собственно, и сообщает название – «My baby just cares for me» – что-то типа «Мой сладкий просто без ума от меня».

В общем, написана песенка по всем законам попсы, и только аккомпанемент Нины Саймон придает песне некий джазовый колорит. И, как бы выразился диджей любой радиостанции сегодня, «My Baby Just Cares For Me» – «очень позитивная песенка, которая поднимает настроение».

После записи сингла песни в том же 1987 году «My Baby Just Cares For Me» мгновенно вошла в пятерку хит-парадов Великобритании и Европы, а в «Dutch Top 40» она прочно удерживала первую позицию.

Нина Саймон благодаря песне, которую написала еще в юности, снова вернулась на большую сцену. И заглавие альбома артистки, «Nina’s Back», стало не только названием.

Гастролируя по всему миру вместе со своими музыкантами, Леопольдом Флеммингом (перкуссия), Тони Джонсом (бас), Полем Робинсоном (ударные), Ксавьером Калладосом (клавишные) и музыкальным директором Алом Стэкманом (гитара), она снова приводит публику в восторг. И каждый раз, выходя на сцену, Нина Саймон доказывает, что высшая ценность художника – его талант – не исчезает и не тускнеет со временем.

В 80-90-е у Нины появилось новое поколение слушателей. Песня «Ain’t Got No» из мюзикла «Волосы» повторила историю «My Baby Just Cares For Me». Она стала супер-хитом для молодежи Нидерландов несмотря на то, что прошло 30 лет с тех пор, как Нина Саймон записала композицию.

В 1997 году, за свое мастерство Нина Саймон получила бриллиантовую награду «Достижение Жизни» на «Music Award» в Дублине. А в 2000 году она стала почетным гражданином Атланты, а также была награждена Ассоциацией афроамериканской музыки в Филадельфии за непревзойденное мастерство в музыке. Одна из самых необычных наград Нины Саймон – звание Почетного мушкетера Общества Мушкетеров во Франции, которую она так же получила в 2000 году.

За свои 40 лет музыкальной карьеры артистка выпустила 170 студийных и концертных альбомов и синглов, исполнила более 320 композиций и сегодня остается одной из самых ярких певиц ХХ века. Певица ушла из жизни после продолжительной болезни на своей вилле 21 апреля 2003. Ее прах, согласно завещанию, развеяли в Африке.

Все чем Нина Саймон жила, это музыка и выступая перед публикой, она как никто другой могла передать неповторимость мелодии, выразить в ней всю гамму человеческих чувств и подарить каждому слушателю немного красоты, немного радости и немного совершенства.



Источник: http://progrockman.wordpress.com/2010/06/02/джаз-нина-саймон-воплощение-американ/
Категория: Джаз | Добавил: progrockman (24.08.2010)
Просмотров: 975 | Комментарии: 2 | Теги: джаз, биография, певица, Нина Саймон (Nina Simone) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Из истории музыки [1]
Джаз [2]
Эндрю Ллойд Уэббер [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2017