Пятница, 29.03.2024, 12:54
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Классическая музыка » Великие композиторы

Великие композиторы: Петр Ильич Чайковский

Чайковского, можно смело назвать самым популярным «классическим» композитором. Вся его музыка наполнена лиризмом, огромной страстью, блистательной инструментовкой и богатством мелодий. Его музыкальные произведения в полной мере отражают задумчивый, меланхоличный, но уравновешенный оптимизмом характер самого композитора.

Его внутренняя борьба, психологический разрыв между желанием иметь «нормальную» семью и своими гомосексуальными наклонностями, нашли отражение и в его музыке, особенно в поздних симфониях. Чайковского часто ассоциируют с «Могучей кучкой», но на самом деле он никогда не входил в эту группу. В большей части его произведений действительно, упор сделан на русскую народную музыку, но при этом он много и успешно работал в рамках западноевропейской симфонической традиции. «В моей музыке присутствует русский национальный элемент, поскольку я вырос в провинции и с раннего детства впитал в себя чудесные народные мелодии» - писал композитор.

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале, где отец композитора служил директором Горного завода. От своей утонченной, но склонной к эпилепсии матери-француженки Чайковский унаследовал склонность к ипохондрии и свою сверхчувствительную натуру. В семье маленького Петю окружала атмосфера любви и сердечности. У его родителей была значительная разница в возрасте, но их соединяли огромные по глубине и искренности чувства. Когда приходилось расставаться на время отъезда кого-либо из них по делам, они писали друг другу подробные письма – отчеты о своей жизни и жизни своих детей. Дети Чайковских сохранили переписку родителей, переплели их письма в красивый альбом, в котором и можно увидеть первые каракули четырехлетнего Пети Чайковского, которые он начеркал в письме своего отца к матери.

Когда Петру исполнилось восемь лет, семья переехала в Петербург и он пошел учиться в младший класс Училища правоведения, где готовили будущих государственных чиновников. К этому периоду у него появились младшие братья – Анатолий и Модест.  О рождении своих братьев-близнецов Чайковский сообщал: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю.». И позже в его письмах к родителям уже из Петербурга постоянно встречаются упоминания о своих братьях: «Поцелуйте и расцелуйте за меня этих двух херувимов, Толю и Модю»; «воображаю, какие они Ангелочки».

С раннего детства мальчика тянуло к фортепьяно, за которым он проводил свой досуг и в семь лет он уже записывал свои детские впечатления. Нельзя утверждать, что музыкальная атмосфера окружала будущего композитора в детстве. Первым знакомым ему инструментом, был домашний орган с валами, на котором он услышал арию Церлины из «Дон Жуана» Моцарта и на протяжении всей жизни он сохранил особое трепетное отношение к этому великому композитору. У Чайковского довольно рано проявились музыкальный слух и память. В 1845 г. он начинает учиться игре на фортепьяно, а всего через три года уже мог читать ноты не хуже своей учительницы, а год спустя играл на фортепьяно как взрослый. Способность фантазировать за фортепьяно проявилась у него в 50-х годах.

Первыми записанными сочинениями будущего великого композитора были вальс для фортепиано. Он  посвятил его своей гувернантке А.Петровой «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…»

Петр был сильно привязан к матери и для него страшной травмой, в 14 летнем возрасте, стала ее неожиданная смерть во время эпидемии холеры.После кончины матери у Петра Ильича возникло сильное чувство ответственности за судьбу младших братьев. Сам Петр Ильич писал: «Моя привязанность к этим двум человечкам с каждым годом делается все больше и больше. Я внутренне ужасно горжусь и дорожу этим лучшим чувством моего сердца. В грустные минуты жизни мне только стоит вспомнить о них – и жизнь делается для меня дорога. Я по возможности стараюсь для них заменить своею любовью ласки и заботы матери и, кажется мне это удается.»

Его брат, Модест Ильич вспоминал об этом периоде жизни: «Самый мудрый и опытный педагог, самая любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю. Все, что было на душе и в голове, мы могли поверять ему без тени сомнения. Влияние его на нас было безгранично, его слово закон, а между тем никогда в жизни далее хмурого лица и какого-то бичующего взгляда проявление строгости не заходило. И вот мы втроем составили как бы семью в семье. Для нас он был брат, мать, друг, наставник – все на свете».

Словно в награду за детские годы, Модест Ильич Чайковский впоследствии стал для Петра Ильича лучшим его либреттистом, автором либретто двух последних оперных шедевров композитора – «Пиковой дамы» и «Иоланты». В дальнейшем он стал хранителем памяти великого композитора, основав в Клину его музей (Дом-музей П.И.Чайковского в Клину), создал архив, организовывал многочисленные концерты из произведений Чайковского.

В 1859 г. Чайковский, по окончании курса, поступил на службу в департамент Министерства юстиции. При этом он продолжал активно заниматься музыкой как любитель, одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Служба чиновником оказалась не его призванием и когда через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, туда и поступил учиться Чайковский. Вначале никто не подозревал, что в этом юноше таится будущий крупный музыкальный деятель. Даже Кюндингер, у которого он занимался игрой на фортепьяно, не видел в своем ученике ничего особенного, но вера в свое призвание у Чайковского была так сильна, что однажды, несмотря на свою врожденную скромность, он сказал брату: «С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Занимался Чайковский в классе теории композиции профессора Н.И. Зарембы, а позднее учителем Чайковского, которые оказал огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге.

За время учебы в консерватории Чайковским были написаны множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера «К Радости», известная, как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. И в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н.Островского – увертюра «Гроза».

В это время, Чайковский сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. По окончании консерватории он уехал в Москву и начад преподавать в только что открытой второй русской консерватории – Московской, которая через много лет получит его имя. Музыка написанная Чайковским к этому времени уже начала исполняться. Так, в 1865 году Чайковским были написаны «Характерные танцы» для симфонического оркестра.

В отсутствии Чайковского, друзья отнесли его партитуру  знаменитому Иоганну Штраусу, который в то время служил в России, в предместье Петербурга Павловске дирижером постоянных концертов. Штраус продирижировал этим сочинением молодого Чайковского в концерте, который назывался концертом из произведений русских композиторов, и в нем звучали сочинения знаменитых музыкантов, а среди них и «Характерные танцы» Чайковского, тогда еще ученика Петербургской консерватории. Через два года он эти танцы переделал и включил в свою первую оперу «Воевода». До конца своей жизни Чайковский с удовольствием включал этот симфонический фрагмент в свои авторские концерты, а также издавал его, хотя сама опера «Воевода» была им уничтожена.

В 1868 году, взяв за образец «Итальянскую» и «Шотландскую» симфонии Мендельсона и широко используя национальные русские мелодии, появилась  Первая симфония Чайковского, названная им «Зимние грёзы». В ней запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые композитору с детства, когда вместе с родителями он пересекал в экипажах и санях полстраны, но и душевные переживания человека, настроения путника, погружённого в себя во время бесконечно долгой дороги. При её первом исполнении за дирижерским пультом стоял Рубинштейн.

В Москве Чайковский входит в круг московской интеллигенции. Он тесно общается с актерами знаменитого Малого театра, знакомится с Л.Н.Толстым, который был потрясен музыкой второй части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. А с драматургом А.Н.Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драматург написал либретто первой оперы молодого Чайковского «Воевода», которая была поставлена в 1869 г. в Москве, имела успех, но в 70-х годах сам автор уничтожил ее, сохранив только небольшую часть материала. С таким же недовольством относился Чайковский к своему симфоническому произведению «Фатум» (1868), исполнявшемуся как в Москве, так и в Петербурге. Вторая опера Чайковского «Ундина», оконченная в 1869 году, сцены не увидела. Она тоже уничтожена автором в 1873 году, за исключением некоторых номеров, которые вошли впоследствии в другие сочинения.

Будучи профессором консерватории,Чайковский много времени занимался преподавательской работой и через его класс прошли несколько сотен учащихся. Судьба подарила ему и выдающегося ученика, Сергея Ивановича Танеева, которому он посвятил свою симфоническую фантазию «Франческа да Римини».

Результатом педагогической деятельности Чайковского в стенах Московской консерватории было создание им первых для России учебников, учебных планов. В учебный процесс русских консерваторий, Чайковский ввёл сделанные им на русский язык переводы учебных пособий европейских теоретиков.

Приехав в Москву, Чайковский начал сочинять практически во всех жанрах: он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. Он нередко писал по заказу для различных мероприятий, проходивших в Москве. Традиция заказов московских устроителей различных торжеств продолжалась и в последующие годы, когда Чайковским была сочинена кантата, даже получившая в название имя первой русской столицы – «Москва».

В этот период одной из отличительных черт творчества Чайковского было обращение к музыкальному фольклору разных народов. Он использует сербские напевы в сочинениях, посвященных событиям войны на Балканах (Славянский марш), украинские напевы использованы в знаменитом Первом концерте для фортепиано с оркестром, а в балет «Лебединое озеро» композитор вводит целую сюиту из танцев разных народов.

Осенью 1869 года Чайковский пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», с которой начинается  его вхождение в историю искусства. Подвигло Чайковского на написание этого произведения, знакомство с Балакиревым, которое состоялось после премьеры «Воеводы».  Балакирев выразил восхищение талантом молодого композитора и уговорил его заняться написанием симфонической поэмы «Ромео и Джульетта», этой драмы, повествующей о трагической любви и смерти. Чайковский очень быстро завершил эту ставшую одной из самых популярных работу.

В 1872 году он пишет свою вторую симфонию, которая известна как «Малороссийская», в неё композитор широко ввел украинские народные мелодии. Она тепло была принята слушателями и критиками и это подкрепляло мечты композитора о закреплении успеха в новых для себя сценических жанрах.Успех не заставил себя ждать, он пришел к нему после того, как в 1877 году на сцене Большого театра прошла премьера балета «Лебединое озеро». «Лебединое озеро» вместе с двумя другими балетами Чайковского: «Спящая красавица» и «Щелкунчик» стали бессмертной классикой балета.

В 1874 году по самолюбию композитора был нанесен очень серьезный удар. Его учитель Николай Рубинштейн отверг Первый фортепианный концерт, назвав тот «утомительным и неиграбельным». Чайковский поступил мудро, решив не прислушиваться к словам своего учителя и решил не переделывать свое произведение. В США, после исполнения в Бостоне Гансом фон Брюловым и восторгов публики, Рубинштейну пришлось признать свою неправоту и взять свои слова обратно.

В этот же период, путешествуя по Европе, Чайковский знакомится в Париже с Бизе, побывал на премьере оперы Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Под влиянием знакомства с Бизе и услышанной оперой Вагнера, он сочиняет симфоническую поэму «Франческа да Рамини», где в основу была положена сцена в аду из Дантовской «Божественной комедии».

В 1877 году происходят два очень важных события в жизни композитора. Первое, это начало довольно загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, которая обладала огромным состоянием, обожала музыку вообще, а в особенности музыку Чайковского. Она в течении многих лет поддерживала композитора, но не желала с ним встречаться. Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год, но ее выплата была прервана внезапно в 1890 году. Её покровительство позволило Чайковскому, полностью отринув материальные проблемы. заняться творчеством.

Второе, это женитьба Чайковского на Антонине Милюковой, психически больной студентке консерватории, которая забрасывала его потоком любовных писем. Чайковский имел гомосексуальные наклонности, испытывая по этому поводу глубокое чувство вины. В 1876 он в письме к брату пишет о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной, чтобы этим заткнуть рты сплетникам. Последствия оказались ужасными, он не смог справиться ни с психически больной женой, ни со своими гомосексуальными наклонностями.  Чайковский попытался покончить с собой, но не сумев сделать этого, срочно уехал от жены. Он много лет материально обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней. Умерла она в 1917 году , последние два десятилетия своей жизни проведя в приюте для умалишенных.

После разрыва с Милюковой, Чайковский оставил преподавательскую деятельность в Москве и зиму 1877/1878  прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра – Четвертую симфонию и оперу Евгений Онегин. Свою Четвертую симфонию он посвятил мадам фон Мекк. Он написал ей: «Это програмная для меня симфония…вступление – это ключ, ко всему произведению…посвященному теме рока, который висит над нами и мешает осуществлению наших надежд и планов».

И с этого времени, тема рока становится доминирующей в творчестве композитора. Она прослеживается в опере, написанной по поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В ней драматическое действие разворачивается на фоне повседневной жизни. Эта поэма напоминала Чайковскому некоторые обстоятельства собственной жизни, особенно это относится к эпизоду связанному с письмом Татьяны, где она отказывает Онегину, который ранее не сумел оценить её искреннюю любовь.

Знаменитой темой «покорности судьбе открывается и Пятая симфония, написанная в 1888 году, во второй части которой в исполнении валторны мы слышим соло, очень пронзительной темы любви.

Леденящая кровь история о роке и смерти нашла живой отклик в душе композитора ставшего фаталистом, по произведению Пушкина «Пиковая дама» и это стало основой последней успешной оперы Чайковского.

К 1884 году композитор почувствовал потребность в уединении, он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, затем в 1888 перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смерти наконец приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных, особенно любил проводить время в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского – Александре. В этот период появляются три оперы – «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1884) и «Чародейка» (1887), а также скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественная увертюра «1812 год» - которую он сам называл «громкой, суматошной и слабой в художественном отношении» (1881), трио «Памяти великого художника» (1882), посвященное Н.Г.Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония «Манфред» по поэме Байрона (1885).

В 1888 году Чайковский вступил на новое поприще. Он сумел преодолеть  отвращение к публичным выступлениям и постепенно начал дирижировать своими произведениями, сначала в Петербурге и Москве, а затем с января по март 1888 года он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке он сочиняет Пятаю симфонию ми минор (1888), увертюру-фантазию «Гамлет» (1888) и завершил балет «Спящая красавица», который был оркестрован  в течение лета 1889 года и поставлен в начале следующего года.

Весной 1891 года Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, дирижируя своими сочинениями. С удивлением он обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром «Воевода», одноактной оперы «Иоланта» и знаменитого балета «Щелкунчик». Они были поставлены в 1891 году, но имели на премьере настолько скромный успех, что огорченный композитор даже прервал работу над почти законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии (сам автор называл эту симфонию «Жизнь») в дальнейшем были превращены Чайковским в Третий фортепианный концерт, который после смерти композитора остался незавершенным. Его первая часть была издана учеником Чайковского С.И.Танеевым как Третий концерт ми бемоль мажор, ор. 75, а две других части Танеев отредактировал и опубликовал под названием Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, ор. 79. Но фактически оба опуса представляют собой одно произведение, и в последнее исполняются некоторыми пианистами, как одно произведение.

В начале 1893 года Чайковский начал работу над «настоящей» Шестой симфонией си минор, которое была прервана поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена  им в августе, а исполнена первый раз под управлением автора в Петербурге 28 октября 1893года. Перед самой премьерой композитор дал симфонии подзаголовок «Патетическая».

Обстоятельства смерти композитора, до сих пор остаются загадкой. Считалось, что Чайковский умер, как и его мать, от холеры, выпив неосмотрительно стакан сырой воды. Но некоторые современные ученые утверждают, что Чайковский покончил собой, приняв мышьяк, чтобы избежать скандала, связанного с его гомосексуальными наклонностями.

Умер Чайковский в Петербурге 6 ноября 1893 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) Александро-Невской лавры в Петербурге.

В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. Он по-прежнему звучит под пальцами выдающихся музыкантов, наполняя этот дом звуками его великой и бессмертной музыки.

Подготовил progrockman по материалам:

Макс Уэйд-Мэтьюз, Уэнди Томпсон: Классическая музыка. Москва. Издательство "Эксмо". 2008

Немного использованы материалы сайтов: tchaikov.ru; tonnel.ru; prsiterun.com; svobodanews.ru

Категория: Великие композиторы | Добавил: progrockman (24.06.2010)
Просмотров: 5255 | Комментарии: 2 | Теги: биография, классическая музыка, великие композиторы, Композитор, П.И.Чайковский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Вика  
0
ГОВНО, а не сайт из-за рекламы ничего прочитать не смогла , создатели сайта вы - ЛОЛЫ

1 gakgreapE  
0
世界是美麗的,我是一隻蝴HTTP://MAIL.RU - 蝶

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Музыкальные инструменты [3]
Великие композиторы [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 183

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2024