ПроРок и Prog. Rufus Zuphal - еще одна отличная прог-группа из Аахена, предложившая удивительную смесь из фолка, блюза и психоделии. В прессе их зачастую сравнивала коллектив с JETHRO TULL, ассоциации возникали не только из-за использования флейты, как одного из ведущих инструментов. Группа была организована в 1969 году в городе Aachen и первоначально в состав гитарной группы входил клавишник, который довольно быстро покинул коллектив. С самого начала музыканты попытались совместить в своем репертуаре элементы блюза, фолка, классической музыки и хард-рока. Интересным сложился и состав квартета, где основное внимание, безусловно, привлекает фигура флейтиста Klaus Gulden. Манера его игры очень оригинальна даже при сравнении с такими корифеями сего специфического инструмента как Роланд Керк (Roland Kirk) и Ян Андерсон (Ian Anderson). Однако основным композитором, и как следствие лидером коллектива, был Gunter Krause. Именно его широчайшие интересы и познания, как в фольклоре, так и в современной музыке помогли выработать уникальный саунд RUFUS ZUPHALL. Совместно с Udo Dahmen, басист Helmut Lieblang обеспечивал мощную ритм секцию, был еще и основным автором текстов.
В гастрольной деятельности они ориентировались в первую очередь на соседние страны – Бельгию и Голландию. Прорваться к массовому слушателю удалось во время выступлений в Бельгии на Jazz Festival in Bilzen в 1970 году на глазах у 30 000 аудитории. Неожиданно для самих себя, в тот период любительский коллектив оказался на одной площадке с такими грандами из Англии как BLACK SABBATH, MAY BLITZ и Cat Stevens. Причем звучание RUFUS ZUPHALL оказалось настолько убедительным, что они стали главным сюрпризом фестиваля. О значимости группы говорит и тот факт, что во время концертов по Голландии они делили сцену с GOLDEN EARRING, LIVIN’ BLUES, CUBY & THE BLIZZARDS.
Запись первого альбома проходила в Голландии в декабре 1970года, который удалось записать в течение 3х-дневного джема в студии. Вышедший в начале следующего года на Good Will Records он оказался достойным шедевром психоделического прогрессивного рока. Этот диск группы вообще имеет статус легендарного: записанный в живую, он и звучит, как живая "сырая” музыка, вышедшая из блюза и немецкого фолка. Занимающая всю первую сторону диска одноименная композиция базируется на гершвиновской "Summertime”. То что вытворяет здесь флейтист, не могло присниться и самому Гершвину в самых кошмарных снах. Мощная перкусия и рычащая гитара подливают масла в огонь. Основное место на пластинке занимает заглавный 17-минутный трек, в котором соединились самые разные увлечения Крауза – гитарные эксперименты, фолк, блюз в большом количестве. Первые четыре трека получились ни чуть не хуже. Walpurgis night пронизывает слушателя тревожной атмосферой, а Knight of third degree начинаясь с психоделик-фолковых пассажей на гитаре, разгоняетя в мощный гитарный джем. Короткий инструментал Spanferkel претендовал на звание потенциального хита. "Гаражный” звук пластинки, вызывает некоторые нарекания, но в целом не умаляет заслуг музыкантов.
В середине 1971 года группа привлекает внимание крупной компании и подписывает двухлетний контракт с Ohr records. К этому времени в составе произошли незначительные изменения. Из-за личных разногласий уходит Lieblang , но тем не менее он остается штатным поэтом, которого заменяет Manfred Spangenberg. Появляется пятый участник – гитарист и клавишник Thomas Kittel, который внес значительный вклад в работу над следующей пластинкой. Работа над "Phallobst” велась летом 1971 года в знаменитой Dieter Dierks studio. По иронии судьбы пластинка, вышедшая в конце года, была выпущена не Ohr records, как планировалось, а суб лейблом BASF – Pilz records.
Теперь психоделический гитарный рок уступает место четким и продуманным структурам, в которых помимо гитары, как акустической и электро, флейты, находится место и для клавишных. Отталкиваясь от своих первоначальных корней – блюз, фолк, хард-рок музыканты вышли на принципиально иной уровень. Из восьми композиций нет ни одной проходной, сложно выделить из монолитного произведения самое-самое. Стоит заметить, что именно инструментальные композиции оказались совершенно идеальными – особенно Wenn schonn, denn schonn и Schupfner. Оригинальное прочтение фолкового стандарта Portland town и лирическая баллада I’m on my way великолепно завершают альбом. Сочетание мягких акустических эпизодов и мощных гитарных рифов становится фирменным знаком RUFUS ZUPHALL.
После выхода столь великолепной работы тучи продолжили сгущаться над группой и последней каплей стало нежелание группы выпускать сингл, вернее сделать упрощенную версию одной из своих композиций. В итоге Ohr records прерывает свои отношения со столь неуступчивыми музыкантами и почти записанный третий альбом – "Avalon and on” – так и остался лежать на полках студии. В сентябре 1972 года, после прощального концерта, принято решение распустить группу. В 1999 году на волне роста популярности к прогрессивному року 70х годов, а также учитывая успех переизданных пластинок, состоялся реюнион RUFUS ZUPHALL. Последовали многочисленные концерты и выход новой студийной пластинки "Colder than hell”. В конце 2000 года решено подвести итоговую черту в творчестве коллектива. Ноконец-то выходит и третий, до тех пор неизданный альбом "Avalon and on”, пролежавший долгие годы на полке.
|