Пятница, 28.04.2017, 23:45
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Classik prog-rock » Прог-рок Германии

Прог-рок: сделано в Германии - Eloy

 ПроРок и прогРок. Эту группу можно смело отнести к высшей лиге прог и арт-рока и по моему глубочайшему мнению это лучшая группа Германии. Ничем не уступая Genesis, Yes, Pink Floyd, Van Der Graaf Generator, Jethro Tull – она смело шла след в след с ними и их творчество в целом не менее значительно, чем у Kansas, Rush, Camel, ELP, Gentle Giant. По своему стилю их можно расположить где-то посредине между Yes и Pink Floyd, c их авангардно-астральным арт-роком, с одной стороны, и Jethro Tull и Genesis, приверженными классическому наследию, с другой. 

Можно сказать, что проигрывают монстрам прог-рока, только первые три альбома группы. Их длинные и эпические композиции слишком перегружены аранжировками, для удачного воплощения которых музыкантам Eloy не хватает техники. Но, если заглянуть в дебютные программы тех же Yes, нам откроется та же картина, но то был конец 60-х – но на заре прог и арт-рока не было такого числа конкурентов, а дебют  Eloy пришелся на время самого расцвета жанра, поэтому их раннее творчество до поры до времени оставалось вне поля зрения.

Этот Германский квартет, который позаимствовал свое название у Герберта Уэллса из его знаменитой "Машины времени", является конечно не единственным, но первым успешным коллективом у себя на родине, начавшим работать в жанре прогрессив-рока. Попав под сильное влияние ранних PINK FLOYD и YES вокалист Эрих Шивер (Erich Schiever), гитаристы Франк Борнеманн (Frank Bornemann) и Манфред Вичорке (Manfred Wieczorke), басист Вольфганг Штохер (Wofgang Stocher) и барабанщик Гельмут Драхт (Helmut Draht), начали писать и исполнять собственную музыку еще будучи школьниками в конце 60-х. Подойдя к записи первого альбома ELOY в 1971 году состав группы претерпел уже некоторые изменения: Борнеманн (он является единственным постоянным членом группы с момента ее основания) , не бросая гитару, взял на себя обязанности основного вокалиста, Вичорке переключился на клавишные, а Драхт уступил свое место экс-ударнику EPITAPH Фрицу Рандову (Fritz Randow).

В 1971 году выходит дебютный одноименный альбом. «Eloy» — психоделический альбом с социальными текстами. Практически сразу после выхода альбома группу покидает Эрих Шривер, который и был автором всех социальных песен альбома. На место Шривера приходит Фриц Рандов. Следующий альбом «Inside» кардинально отличается от предыдущего альбома, на нем группа полностью переориентировалась на прогрессивный рок.

В 1974-м, выпустив "Floating", в группе присходят новые кадровые изменения: на место ушедшего басиста Вольфганга Штохера пришел некто Луитьен Янссен (Luitjen Janssen), плюс к этому, в состав решили взять второго гитариста Детлефа Швара (Detlef Schwaar), который отлично играл на классической акустической гитаре, качество музыки резко шагнуло вверх, и получился уже полновесный арт-проект высшей категории.. В этом составе ELOY записали отличный концептуальный альбом "Power & Passion". Продано было 30000 и это стало хорошим поводом для компании Electrola отправить своих, подающих большие надежды подопечных на гастроли за океан.

Однако лидер ELOY Франк Борнеманн имел несколько иной взгляд на будущее своей группы и по возвращению домой распустил ее состав с целью найти новых музыкантов. Так, в течение нескольких месяцев в ELOY появились барабанщик Юрген Розенталь (Jurgen Rosenthal, ex-SCORPIONS), басист Клаус Питер Мациоль (Klaus Peter Matziol) и клавишник Детлеф Шмидтхен (Detlef Schmidtchen). И первый же альбом, записанный в новом составе - "Dawn", разошедшийся стотысячным тиражом - стал доказательством правильности выбора Борнеманна. С выходом диска " Dawn " (1976), приходит  международное признание, в первую очередь в Британии . В их саунде на передний план вышли мощные клавишные, настроенные на скрипично-оркестровое звучание и это стало новым словом в развитии арт-рока. У Eloy с самого начала не было музыкальных аналогов среди других коллективов жанра, то есть было свое Лицо. Если в начале творчества группы оно выглядело как угловатое лицо еще не сформировавшегося подростка, то с середины 70-х "гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя". И сейчас, когда большинство старых "монстров" свои лучшие программы уже отыграли, такие коллективы как Eloy, Kansas и Rush стали выходить на первый план. Дальнейшее развитие арт-рок, зарожденный в Англии, получил, в первую очередь, в США, Германии и Канаде.

Следующие два альбома "Ocean" - 1977 год (самый продаваемый диск ELOY) и "Silent Cries, Mighty Echoes"- 1979 год, основательно закрепили успех группы.  Вслед за альбомом 1977 года "Ocean", закрепившим выбранное в 1976 году направление в сторону эпических длинных композиций с клавишно-оркестровым напором, вышел диск, ставший эпохальным в истории группы и шедевром рок-музыки в целом, в котором музыканты подошли к творческому пику: весь альбом искрится вдохновением, все инструментальные партии аранжированы и сыграны на высочайшем уровне, разыгрался на соло-гитаре Борнеманн, да и вокал его, что бы ни говорили оппоненты, просто великолепен. Тот факт, что англичане стали первой страной, на ура воспринявшей группу Неанглоязычную, не нам, славянам, оспаривать (кстати, сегодня именно Британия переиздает на СD львиную долю дискографии Eloy).

Характерными также для диска "Silent Cries, Mighty Echoes" ("Тихие крики и громоподобное эхо") стали отчетливо выделяемые красивейшие органные мелодии. Все тексты Eloy того периода подчинены теме так называемого "планетарного мистицизма", разработанного Pink Floyd и их можно смело рассматривать, как наиболее талантливых последователей раннего флойдовского творчества. Причем уже в 80-е годы они обошли своих уставших учителей.

В 1980 году стабильность со става вновь была нарушена: от коллектива откололись Розен таль и Шмидтхен. На вакантные места были ангажированы еще один бывший барабанщик EPITAPH Джим Макгилливрей (Jim McGillivray), клавишник Ханнес Фольберт (Hannes Folberth), а заодно вновь ре шили сделать ELOY двухгитарной группой, на этот раз с по мощью Ханнеса Аркона (Hannes Arkona).

Всю лирику периода 1976-79, которая принесла Eloy международное признание, целиком сочинял ударник Юрген Розенталь, по профессии учитель английского. И когда он покинул группу, Борнеманн, уже давно интенсивно занимавшийся развитием своего словарного запаса, еще не был готов к тому, чтобы профессионально писать стихи. Группе пришлось не просто искать ударника, но ударника, пишущего на английском тексты философского характера. Вдвойне осложненная проблема (барабанщики вообще редко занимаются сочинительством, работа другая - чисто физическая) решилась неожиданно быстро при помощи шотландского профессионального поэта Джима Макгилливрэя, который, к тому же, был барабанщиком-любителем, но высокопрофессионального уровня. А не играл он в рок-группах ни до Eloy, ни после, по состоянию здоровья: ему вредны были частые гастроли и переезды, да и денег на житие-бытие хватало. И пока "добирал" свой английский Борнеманн, МакГилливрэй помог в студии записать группе два превосходных альбома с отменными текстами, а о его  работе в качестве ударника-любителя судите сами.

Новые музыканты  привнесли в звучание группы новые  элементы. Диск «Colours» ("Краски") был впервые продан рекордным тиражом, превысившим в Европе платиновый статус, и получил от своей фирмы EMI значок "Fame" ("Слава"). Несомненно, самый яркий и мелодичный, он, однако, слегка изменил уже сформированному "фирменному" саунду группы в результате значительного утяжеления гитарных риффов на фоне прежних клавишных структур. И если предыдущий альбом разделил лидерство в жанре с Флойдовской "The Wall" ("Стена") и "Опасными деньгами" ("Danger Money") UK, то c "Colours" в 80-м мог конкурировать разве что Джетроталловский "А".

Диск 81-го года («Planets») целиком восстановил фирменное звучание Eloy и стал в музыкальном плане как бы продолжением линии диска 1979 года: они похожи как братья и в качественном отношении. Однако, в текстовой концепции новый проект был запланирован как первая часть дилогии. Вторая часть ее разместилась на альбоме («Time To Turn») "Развернуть время". Он также выдержан в стабильном Элоевском русле, как и " Colours" получил 'Fame', но в основном благодаря хиту, одноименному с названием альбома. Как всегда, самая примитивная вещь с куплетом-припевом "потрясла" массы. Музыкальная палитра этого альбома на порядок слабее всех предыдущих, кроме дебютного, а приглашение на поздне-Флойдовский манер большого количества подпевающих девиц привело к тому, что критики стали обвинять немцев в подражании. Но опьяненные коммерческим успехом, музыканты очередной диск выдали в подобном ключе («Performance – 1983»), и он уже ничего не получил. Тексты обеих программ написаны Борнеманном.

Было очень приятно после всего этого услышать альбом " Metromania" (1984) о некой фантастической стране, по которой тоскует звездный скиталец. Музыканты словно разозлились на самих себя и выплеснули на пластинку мощный энергетический потенциал. Тяжеленный, чуть ли не забойный арт-прогрессив, к счастью, не разрушил "фирменной" структуры музыки. Диск оказался не только в ряду шедевров группы, но и стал новым словом в приостановившемся развитии арт-рока. Однако к этому времени интерес к этому жанру снизился до неприличия, и такие Мастера, как Genesis, Yes, и Jethro Tull уже исполняли высокого качества поп-рок. Таким образом, шедевр " Metromania" остался без должного внимания, и одна из очень немногих знаменитых арт-групп, не пожелавших идти на поводу у моды, распалась.

В 1985 году Борнеманн, Аркона и Маттиол попробовали организовать новый проект с уклоном в индийскую музыку, но ничего не вышло. И лишь три года спустя Борнеманн возродил Eloy. Так как эта группа всегда была более студийной, нежели гастрольной, Франк обошелся лишь помощью своего нового друга - мультиинструменталиста Михеля Герлаха и техническими возможностями современной студии. Вдвоем они выпускают два альбома: «Ra», написанный в духе «Colours», и спустя четыре года Destination.  Диск, названный именем египетского Бога Солнца, при всей своей красоте, был все-таки попыткой повторить успех альбома Yes 1983 года: был очевиден и музыкальный, и вокальный ориентир. Правда, удивил факт капитального роста Борнеманна как певца, не говоря уже о том, что исчезли даже намеки на акцент, но как следствие недостаточной искренности, снова большая пауза.

В начале 90-х Борнеманн и Герлах словно обрели второе дыхание, оставаясь верными арт-року. Будто они просто переждали кризис, тогда как другие пополнили и без того раздутые штаты поп-исполнителей, но когда интерес к прогрессивной музыке стал возрождаться, Eloy выстрелили еще одним шедевром в 1992 году. В годы, когда развитием классического арта успешно занимается лишь нестареющий Peter Hammill (Van Der Graaf), а такие коллективы как Magellan и Shadowland (сольный проект вездесущего Клайва Ноллана, экс -  Аrena, Pendragon, Medicine Man, Moria Falls, Janison Age )только начинают поднимать головы, альбом "Destination" получил даже больший резонанс, чем стилистически ему близкий диск Camel "Stationary traveller" (1984). Не столь "завернутый", как творчество Хэммилла, этот проект снова оказался столь необходимой сейчас для молодого поколения меломанов "ступенью" к глубокому арт-року и классике. Фан-клуб группы, молчавший много лет, завалили письмами восторга. Новый саунд ансамбля пришелся настолько по душе тысячам любителей арт-рока, что, идя навстречу их пожеланиям, группа при помощи своих старых друзей из состава 1982-84 годов и новых студийных возможностей переписала и выпустила в виде "двойного" сборника наиболее известные свои ранние произведения. В 1993/94 годах увидели свет две компиляции "Chronicles" с переработанным старым материалом, что вызвало новый всплеск интереса к ELOY.

Нововведение поздних Eloy завершать теперь альбомы длинными эпическими вещами с привлечением классического хора (и мужского, и женского) говорит о том, что собрались музыканты не для того, чтобы, пережевывая прошлые достижения, стать пародией на самих себя. И в 1992-м, и в 1994-м эти полотна Борнеманн посвятил Жанне Д'Арк, выдержаны они в исключительно английском стиле: так бы, возможно, сегодня звучал Rick Wakeman, если бы у него хватило мозгов повторить атмосферу "Короля Артура" ...

Более двух лет Борнеманн и Герлах в содружестве с поэтессой Diana Baden (они работают над текстами совместно уже около 20 лет) тщательно готовили материал для нового альбома, который, по словам лидера группы, должен был стать одним из наиболее прогрессивных в истории ансамбля. Он появился в 1998 году, но вторая часть "Океана" оказалась много слабее первой.

Затем они пропали на 10 лет. В честь 40-летия своего существования, Eloy отметились новым альбомом "Visionary"-2009 год, которого наиболее преданные поклонники коллектива ждали более 10 лет. При его прослушивании не возникает ни малейшего сомнения, что это тот самый Eloy. Группа не изменила себе ни на йоту – их музыка представляет собой все тот же психоделический космический рок и вообще, альбом вызывает много ностальгических воспоминаний и желание переслушать старые работы коллектива, но в  этом и заключается основной недостаток. Если вторая часть "Океана" звучала довольно свежо и интересно, то от этого альбома остается впечатление  вымученности и полного отсутствия новых идей и бледности самого материала. Кажется, что все на месте, и атмосферные клавиши (аж 2 клавишника постарались) и флегматичный голос Борнеманна, и гитарные завывания, да и атмосферность тоже присутствует. Вот только все это группа уже делала раньше и, причем, куда ярче и интереснее. Как ни прискорбно констатировать, но альбом получился каким-то сереньким и за старичков становится очень обидно. Создается впечатление, что это их лебединая песня.

На этом и закончу. И в конце отмечу, что несмотря на свою национальную принадлежность группа Eloy, не считается краут-роком, ведь по своему стилю и звучению больше похожа на британский Yes, нежели на немецкие краут-рок-коллективы.

При подготовке материала использованы: darkside.ru/; lastfm.ru/; rockhell.spb.ru/; hardrockcafe.narod.ru/, а так-же собственные мысли. А. Бурдеев.

Категория: Прог-рок Германии | Добавил: progrockman (10.06.2010)
Просмотров: 1497 | Комментарии: 2 | Теги: Германия, Eloy, рок-музыка, история, прог-рок | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Отличная группа, а свое мнение о последнем альбоме, я на форуме высказал. cry

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Pink Floyd [6]
Прог-рок Германии [13]
Забытый прог-рок [9]
Camel [3]
KING CRIMSON [13]
Звезды прог-рока [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2017