Позавчера 25 июля 2010 года, на Аллее славы в Голливуде был увековечен звездой «король свинга», так называют известного джазового музыканта Louis Prima. Эта заслуженная награда нашла музыканта спустя 32 года после смерти. Два года назад в московском кинотеатре «Октябрь» проходила премьера вновь озвученной диснеевской «Книги джунглей», при этом Олег Анофриев, получивший роль Короля Обезьян, довольно взволнованно говорил о том, что очень старался не быть хуже оригинала — а ведь в оригинале был великий Сачмо, Луи Армстронг!
Но при этом Анофриев ошибался и в оригинале был не Сачмо, а Луи Прима. И вот звезда с его именем появилась на Аллее славы Голливуда. Позже, чем должна бы, конечно — но появилась...
У Олега Анофриева были все основания ошибаться. Ведь как и Сачмо, Луи Прима родился в Нью-Орлеане, но не негром, а сыном итальянских иммигрантов. Вообще-то мама и папа считали, что Луи должен играть на скрипке, но в 15 лет он услышал Армстронга и переключился на трубу. Стал неплохим джазменом, играл в нескольких оркестрах, пока еще один итальянец, знаменитый в эпоху свинга бэндлидер Гай Ломбардо, не позвал его к себе в The New Orleans Gang — состав выступал в Нью-Йорке. Там Прима работал среди мастеров: у Ломбардо играли кларнетист Пи Ви Расселл, пианист Клод Торнхилл, тромбонист Джордж Брунис… Но несмотря на востребованность в коллективе, Прима стал погуливать налево: он играл и пел в мюзиклах, а временами сочинял. И в 1937-м сочинил песню Sing, Sing, Sing, которую записал оркестр великого кларнетиста Бенни Гудмена...
Песня стала гимном эпохи свинга, а Прима пару лет спустя собрал собственный состав The Gleeby Rhythm Orchestra. С ним он набрел на собственный стиль, в котором фактически предвосхитил эру рокабилли — лет эдак на пятнадцать. Свинг здесь сочетался с атакующим стилем лидера-вокалиста, английский язык — с итальянским, тексты — со скэтом (голосовыми вокальными импровизациями)… Хит того времени — вышедшая в разгар Второй Мировой Angelina.
В 1948-м Прима сменил вокалистку в составе. Кили Смит, девчонка с мальчишеской стрижкой, работала на контрасте с разбитным стилем Примы; их дуэты становились хитами, а в 1953-м Кили стала четвёртой женой Луи.
Когда в середине 50-х стало понятно, что биг-бэнды больше не интересуют публику, Прима со свойственным ему лихим практицизмом верно усек вектор времени: он отправился в Лас-Вегас. Город азарта и наживы испытывал нужду в развлечениях, и собранный Примой вместе с тенор-саксофонистом Сэмом Бьютерой состав The Witnesses начал на постоянной основе работать в отеле Sahara.
Вот тут-то, наверное, и кроется отгадка вопроса — почему джазмены и джазовые критики не относились к Приме всерьез. Дело не в том, что он был энтертэйнером, развлекателем — среди великих джазменов таких было много. Но Прима был шоуменом. От Бога. Он прыгал по сцене, он задирал своих партнёров и зрителей — он наслаждался этим и в Вегасе (даже сменив отель на Desert Inn), и в шоу Эда Салливена, главном тогда на американском ТВ, на инаугурационном балу Джека Кеннеди… Грамзапись приносила ему огромные деньги; даже разведясь с Кили, он не сильно горевал, найдя новую вокалистку — Джину Майоне, ставшую, по традиции, его пятой женой (после бракосочетания Луи стал писать ее фамилию как «Мy Own» — «моя собственная» в переводе).
Среди тех, кто в 50-х рукоплескал Приме в Вегасе, был Уолт Дисней. Когда в середине 60-х на его студии зашла речь об экранизации киплинговского «Маугли», Уолт, по легенде, бросил: «хорошо бы на озвучку Приму позвать». Великий аниматор умер в 1966-м, но завет его был исполнен: Приму пригласили озвучить главную обезьяну, даже дали ей имя Короля Луи. И не прогадали: песня «I Wanna Be Like You» стала одной из самых любимых детских песен англо-американского мира. Да и не только детских.
И тем не менее популярность Примы падала: он постарел, Лас-Вегас его постепенно выдавил, и Луи вернулся домой, в Новый Орлеан, где играл для туристов. Конец его карьеры оказался трагическим: в семидесятых у Примы нашли опухоль мозга, прооперировали, причем удачно — но он впал в кому и не выходил из нее до самой смерти в 1978-м.
Звезда на Аллее Славы — это много? Для Луи Примы — это уже давно ничего, пустое место. Но для Истории это, пожалуй, важное мероприятие. Потому что это — признание серьезности и значительности намерений и дел прекрасного музыканта, бонвивана и весельчака, главный грех которого перед Великим Искусством состоял в том, что он любил быть популярным и умел этого добиваться. Он начал делать это чуть раньше, чем другие, и потому был куда более искренним и честным. На Аллее славы размещено в общей сложности около двух с половиной тысяч звезд. Они разделены на пять категорий: "кинематограф", "телевидение", "звукозапись", "радио" и "театр". В категории «звукозапись» до Луи Примы звезды получали такие группы и исполнители, как The Beatles, Дэвид Боуи, Луи Армстронг, Джонни Кэш, The Beach Boys и Джими Хендрикс.
По материалам: lenta.ru/news/; starikkozlodoev.f5.ru/; i-muz.ru/
|