Гитарист и вокалист Гари Мур (Gary
Moore) один из наиболее известных и любимых слушателями рок-гитаристов , который
внес огромный вклад в развитие современной рок музыки вообще, и направления,
называемого мелодичным хард-роком и блюз-роком, в частности. Коммерческий успех
к Гари Муру пришел лишь в начале 1990-х, когда он обратился к своим блюзовым
корням, за плечами музыканта уже более 40 лет работы на британской рок-сцене —
он собрал свой первый профессиональный коллектив в 1968-м году, когда ему
только исполнилось 16 лет.
Роберт Уильям Гари Мур родился в
Белфасте, Северная Ирландия, 4 апреля 1952 года, в потомственной рок-н-ролльной
семье. Отец его заведовал танцполом в курортном местечке Холливуд , которое
расположено в 15 верстах от Белфаста. Этот ирландский Голливуд, существовал задолго до американского и
скорее всего, что это ирландские
переселенцы, тоскуя по родным местам, назвали так пустынный кусок Калифорнии.
И в этом Голливуде, расположенном в
Ирландии, пятилетний Гари каждую субботу слушал танцевальный джаз-банд. По
воспоминаниям Гари Мура: - «Был в этом оркестре басист, который хоть и дергал
струны, но никто ни единого басового звука в общем грохоте никогда не слышал.
Однажды он куда-то вышел, да и не вернулся, я залез на сцену и дергал струны
вместо него. Мне понравилось. Потом еще, в шесть лет, помню, отец попросил меня
спеть. К микрофону подставили стул, я влез на него и исполнил песню «Sugar
Time» («Сладкое время»). Мне похлопали и с этого момента пути назад для меня уж
не было: сценическая зараза въелась в меня навсегда».
Немного погодя, когда Гари подрос,
его отдали учиться на фортепиано, но благодаря тому, что учитель очень больно бил линейкой по пальцам, то у
юного пианиста пыл к музыке на некоторое время охладился. Прошло немного
времени и отец купил ему по случаю за 5 фунтов акустическую гитару «Фрамус» и
страсть к музыке вспыхнула с новой силой.
Гари Мур: - «Гитара эта, была с меня ростом, но я был в восторге: можно
было сидеть и подбирать мелодии «Shadows». Отец показал мне, как брать на
гитаре аккорд ля-мажор и на этом, собственно, мое музыкальное образование и
закончилось. До всего остального я доходил сам, имитируя разных гитаристов».
Много дали ему и великие «Beatles»:
- «До их появления, гитарные партии в песнях были основаны на аккордах и тут
появился Джорж Харрисон со своими мелодичными соло. Они заложили мне крепкую
основу, я понял - как надо играть проигрыши: лучше, как у Харрисона, восемь
тактов гениальности, чем как у других - три часа бессмысленного бряканья».
В 11 летнем возрасте он уже играл в первой своей группе, которая
называлась «The Beat Boys»: - «Мы
работали под «Beatles», носили прически под горшок, красные рубашечки и пели
песни «Beatles» на конкурсах самодеятельности, правда, каждый раз выходили
победителями».
В 14 лет Гари увлекся блюзом,
наверное потому, что местная команда играла весь репертуар популярного в то время
Пола Баттерфильда, а также для юного гитариста большим откровением оказалась пластинка 1966 года группы
«Bluesbreakers» в которой тогда играл Эрик Клэптон. Затем ему выпало счастье
посетить выступление «Bluesbreakers», которые заехали в родной город нашего
юного гитариста, который настолько вдохновился искусством блюзовой гитары, что
решил посвятить ему без остатка всю жизнь.
К 16-ти годам Гари Мур работал с
разными группами, его часто приглашали на замену заболевшему или уехавшему
гитаристу. На одном из таких мероприятий он и познакомился с музыкантом из «Skid Row», который был под впечатлением от
молодого гитариста и пригласил его к себе. «Skid Row» исполняли в основном
музыку американского Западного Побережья, которая Гари Муру была не очень то по
душе, но его привлек довольно странный тип, который был вокалистом группы - Фил
Лайнотт, а кроме всего прочего, ему пообещали 15 фунтов в неделю и собственную
квартиру в Дублине и он не смог устоять.
Правда Фила Лайнотта, через
несколько месяцев уволили, он собрал потом группу «Orphanage» («Сиротский
приют»), а затем – «Thin Lizzy», в которй Гари Мур с ним впоследствии и
встретился. Но обо всем попорядку.
Питер Грин из «Fleetwood Mac»
благословил его на творчество и немало способствовал развитию его карьеры, а
произошло это так: в 1969 году на дублинском национальном стадионе был
концерт «Fleetwood Mac», а «Skid Row»
были на разогреве и играли в первом отделении, и Питер Грин, заприметил тогда
16-летнего Гари Мура. После концерта он пригласил Гари к себе в гостиницу, где
они до утра сидели и играли на гитарах.
SKID ROW заключив контракт с фирмой
CBS Records, в 1970-м году выпустили весьма успешный дебютный диск "Skid Row", a следом
и второй альбом "34 Hours". До конца 1970 года Мур появился также на
альбоме "Heavy Petting" легендарной фолк-группы DR. STRANGELY STRANGE, а также на диске
"Honest Injun"
забытой в наше время блюз-роковой группы GRANNY'S INTENTIONS.
В 1971-м году Мур, проводивший эксперименты с прог-роком еще в составе SKID
ROW, покинул группу и был заменен Полом Чепменом (Phil Chapman), позднее
участником группы UFO.
Муром была создана новая группа,
THE GARY MOORE BAND, в состав которой вошли басист Джон Кертис (John Curtis,
CHERRY SMASH), барабанщик Пирси Келли (Pearse Kelly) и клавишник Ян Шеллхаас
(Jan Schellhaas, NATIONAL HEAD BAND). Записанный в 1973-м году альбом
"Grinding Stone", был не ограничен рамками блюз-рока, а тяготел
скорее к прогрессив-року и инструментальной гитарной музыке, но поскольку THE
GARY MOORE BAND был создан как студийный коллектив, Мур вскоре расформировал
группу и принял приглашение Фила Лайнотта временно занять место гитариста в
THIN LIZZY.
Случилось это потому, что однажды
посреди концерта гитарист «Thin Lizzy» вдруг снял с себя гитару, отшвырнул ее в
сторону и ушел прочь - навсегда. Вспоминает Гари Мур: «Как сейчас помню, лежу я
у себя дома в Лондоне, а в дверь стучит один из менеджеров группы «Thin Lizzy».
Я сразу понял, что к чему. Когда самолет? – спрашиваю».
«Thin Lizzy» были группой успешной
и Гари Мур, зажил весело и беззаботно, можно сказать даже слишком. «Половину
концерта «Thin Lizzy», я либо стоял на коленях, либо валялся на спине, поражая
публику молниеносными пассажами на гитаре. Играть-то я мог - но вот встать на
ноги частенько был не в состоянии. Короче - мне нужна была жизненная
дисциплина, четкое направление, мне нужно было выбраться из саморазрушающего
образа жизни типичного рок-гитариста» - Гари Мур. Все это время он работал в
группе главным образом в качестве сессионного музыканта, отвлекаясь на более
заманчивые предложения. С 1975 года он работал с прогрессив-фьюжн-группой
Colosseum II, записав в составе этой группы три альбома - Strange New
Flesh" (1976), "Electric Savage" (1977) и "Wardance"
(1977).
В это время, у старых приятелей по
группе «Thin Lizzy», были неприятности. Гитарист группы Брайан Робертсон перед
началом американских гастролей подрался в клубе и повредил себе руку и Гари
пришел на выручку старым друзьяи. В ответ на эту любезность Фил Лайнотт после
гастролей оказал помощь Гари Муру в записи его сольного альбома «Back On The
Streets» («Снова на улице»), также ему удалось уговорить Гари вернуться в «Thin
Lizzy» на постоянную работу.
В 1977-м Мур вернулся в Thin Lizzy,
работая в ней уже на полноправных началах. Он внес весомый вклад в запись
одного из наиболее популярных альбомов Thin Lizzy – «Black Rose» (1979). Но к
сожалению из постоянной работы ничего не вышло - Фил Лайнотт очень сильно
налегал на различные стимуляторы и работать с ним стало просто невозможно. Гари
Мур: - «Дело дошло до того, что даже сама мысль о еще одном предстоящем
концерте вызывала у меня ужас. Я покинул «Thin Lizzy» прямо посреди гастролей,
осел на год в Лос-Анджелесе, где и собрал группу «G Force» («Сила притяжения»).
Он переключился на собственный
материал, выпустил альбом «Back To The Streets» (1979-й), который получил
довольно хороший прием, а романтичная «Parisienne Walkways» стала в Англии хитом. Образованная им группа «G Force»
записала одноименный альбом, но заметной волны этот диск не сделал. А единственные
гастроли в короткой истории «G Force» продолжались всего три недели - это было
турне по Англии в первом отделении концерта группы «Whitesnake»: - «Наш певец, Вилли Ди, - вспоминает Гари Мур,
- был сплошное недоразумение: во время концерта, например, он спотыкался о
кабели, падал на колонки. Это было смешно до слез, но мое имя, моя карьера
рушились буквально на глазах. Поклонники «Whitesnake» во время концерта рвали
обложки наших пластинок и кидали их прямо на сцену».
В 1982 году он подписал сольный контракт
с "Virgin Records" и пригласив таких признанных мастеров как: ударник
Йан Пэйс, басист Нейл Мюррей, клавишник Дон Эйри и вокалист Чарли Хуна,
совместно с ними выпустил выпустил альбом "Corridors Of Power".
Несмотря на то, что большинство приглашенных музыкантов тяготело к жесткой форме хард-рока, музыка Гэри на этом альбоме
получилась довольно безобидной и выгодной в коммерческом отношении, но тем не
менее, это высококлассная музыка, записанная с участием звезд мирового рока.
Альбом 1985 года «Run For Cover»
(«Беги в укрытие») стал последним в его совместной работе с Филом Лайноттом.
Тот продолжал вести разгульную жизнь и частенько до трех часов дня не мог
прийти в себя и после очередного серьезного разговора с Гари Муром он обещал
измениться, но к этому времени без посторонней помощи сделать это Филу Лайнотту
было уже не под силу - а обращаться за помощью к психиатрам или невропатологам
было бы признанием собственной слабости.
Смерть Лайнотта стала потрясением для многих, а Гари Мур почтил память Фила
Лайнотта выпустив в 1987 году альбом «Wild Frontier» («На границе диких
земель»)
Очень интересным оказалось
обращение Мура к музыкальным традициям своей родной Ирландии. «Группы
поддержки», которые подбирал Мур, были весьма сильными – в разные годы с ним
сотрудничали Нил Мюррей, Ян Пейс, Дон Эйри, Гленн Хьюз, Мо Фостер, Коузи
Пауэлл, Саймон Филипс, Оззи Осборн. Интерес Мура к ирландской музыке и
кельтской мифологии это хорошо, но с такой музыкой Америку не завоюешь и
многоопытные акулы шоу бизнеса сказали Гари Муру: «Ты же блестящий
рок-гитарист, а в Америке для тяжелого рока, тем более такого высокого класса -
необъятный рынок!». Подумав Гари решил последовать совету профессионалов и
именно такой, рок-н-ролльно-металлической и вышла пластинка «After The War»
(«После войны»). После выхода альбома, как обычно, запланированы были гастроли,
которые и показали, что и великие стратеги шоу-бизнеса могут просчитаться.
Всякие советы подобного рода своей основой лежат на предыдущем опыте и смотрят
в прошлое, повторяя то, что было вчера, а жизнь никогда не стоит на месте, она
движется вперед открывая все новые
горизонты.
Гари Мур: - «Я вдруг понял, что не
хочу больше состязаться с 18-летними, не хочу становиться голливудской
известностью, которой приходится делать подтяжки лица и красить волосы
перекисью только для того чтобы появиться на обложке собственной пластинки.
Тогда-то мне и захотелось поиграть блюз. За кулисами, перед выходом на сцену я
наигрывал для услады души блюзовые переборы и хода, и чувствовал - это музыка
для меня. Как ни странно, но пластиночная компания мысль мою поддержала, они
согласились также с тем что пластинка не должна была быть вычищенной,
отполированной и наманикюренной. Мне хотелось шершавости звука, напоминающего
натруженные мозолистые руки».
И вот, в 1990 году произошел
настоящий прорыв, когда Мур, отступил от приевшегося за 10 лет имиджа
металлиста и выпустил альбом «Still Got The Blues» («Не утратил блюза»), в
котором с большим чувством отдал дань своим музыкальным корням. «Классические»
стандарты блюза, исполненные с искренним чувством, который был помножен на
хард-роковую экспрессию, пришлись по душе слушателям и критикам. Теперь
репутация Гари как одного из «героев белого блюза» была непоколебимой, а его
имя стало синонимом блюза для самой широкой публики. Она, как ни странно, стала
наивысшим достижением Гари Мура, в
коммерческом плане и разошлась тиражом более 3 миллионов экземпляров. «До
этого, - говорит Гари, - мне и до миллиона-то дотянуть не удавалось никогда.
Первая пластинка придала мне уверенности в себе в том смысле, что оказывается
можно записывать любимую музыку, безо всякой скидки на популярность, и музыка
эта окажется популярной. Я всегда это подозревал, но когда жизнь бьет по
голове, начинаешь в себе сомневаться. Пластинка «After Hours» - это альбом
такого рода, который я всегда желал Эрику Клэптону, но от Эрика я от этого не
дождался и решил это сделать для него, или - за него».
Гари закрепил свой успех следующим
альбомом «After Hours». «Я слушал всех гитаристов подряд, и неважно - хороши
они или нет технически, у каждого из них я чему-нибудь да научился, - сказал
Гари Мур, - вот этим я и занимался все годы: искал и учился». Во время записи
альбома «After Hours» Гари довелось поучиться, причем у ветеранов и классиков
жанра. На эту запись были приглашены гиганты и титаны блюза: Альберт Кинг,
Альберт Коллинс и Мистер Блюз собственной персоной - гитарист Би Би Кинг.
По словам Гари Мура, на записи в
студии после того как Альберт Кинг набил табаком трубку, он попросил огонька.
«Дырка у меня в кармане, - объяснял он всем, - вот зажигалка, видать, и
выпала». Но когда он встал прикурить, раздался железный грохот и из дырявого
кармана на пол выпала не зажигалка, а целая куча револьверных патронов.
Каким-то образом в аэропорту он прошел с этим боезапасом. Увидев удивленные
лица, Альберт Кинг вытащил удостоверение помощника шерифа, которое он с
гордостью и показал. «Меня можно найти круглые сутки, - сказал он, - если меня
дома нет, звоните мне в полицейскую машину».
А Би Би Кинг
сам связался с Гари Муром, после того как купил и послушал его первый блюзовый
альбом «Still Got The Blues» и предложил свои услуги. Получив приглашение на
запись, Би Би Кинг, как метеор прилетел из Америки самолетом «Конкорд», пришел
наутро в студию, где за час записал все свои гитарные партии, еще за полтора
напел весь свой вокал, вечером снялся в видеоклипе и наутро быстренько вернулся
в США. «Если б надо было, - сказал он на прощанье Гари Муру, - то я бы это все
сделал бесплатно».
В 1993-м году
Мур появился, вместе с Полом Роджерсом (Paul Rodgers), Джеффом Беком (Jeff
Beck), Дэвидом Гилмором (David Gilmour), Слэшем (Slash) и другими в составе
звездной "сборной" на альбоме "Tribute To Muddy Waters",
который был записан в честь легендарного блюзмена Мадди Уотерса. Также, Мур выпустил второй концертный альбом
"Blues Alive" и записал новую версию своей ранней баллады
"Parisienne Walkways", вполне соответствующей новому музыкальному
направлению гитариста. Этот проект подвинул гитариста в том же году присоединиться
к блюзовому проекту ВВМ вместе с ветеранами CREAM басистом Джеффом Беком и
ударником Джинджером Бейкером (Ginger Baker).
В 1995 году
Гари Мур альбомом «Blues For Greeny» почтил своего учителя Питера Грина.
Этот альбом состоял полностью из композиций
Грина и был сыгран на «Лес Поле», когда-то подаренным Гари Питером.
В 1997 г.
появился новый студийный альбом "Dark Days In Paradise", который
вызвал споры и яростное возмущение давних поклонников музыканта. Если можно
себе представить электронный блюз-рок, то именно он был представлен на этом
диске. По своему стилю альбом напоминает творчество Карлоса Сантаны и Эрика
Клэптона, но гораздо более эклектичен. Благодаря интересным, необычным мелодиям
и богатым аранжировкам в этом альбоме можно разглядеть некий шарм, который,
однако, был многими воспринят как уход автора в эстрадную, чисто коммерческую
музыку.
А следующая
работа "A Different Beat" показала, что Гари Мур серьезно увлекся
экспериментами с электронным саундом и это сочетание пронзительной соло-гитары
с жестким брейк-битом можно расценить по-разному — это или смелый шаг вперед и
желание порвать со старыми штампами, или как попытка поднять свои акции в
глазах молодежи. Судить сложно, но альбомы 1997 и 1999 гг. на данный момент
являются самыми спорными и самыми интересными в дискографии гитариста. К
большому сожалению, они не сумели стать
заметными событиями в британской электронной музыке, хотя заслуживают самого
пристального внимания.
Практически
восемь лет Мур играл блюзовый материал и только в 2001-м году приступил к
записи альбома "Scars",
который ознаменовал его возвращение в хард-роковым корням. В этом
проекте приняли участие басист Кэсс
Льюис (Cass Lewis, ex-SKUNK ANANSIE) и ударник Дэррин Муни (Darrin Mooney,
ex-PRIMAL SCREAM).
В 2004 году
вышел диск «Power of the Blues», все треки на котором были новыми, но
сыгранными в старом, характерно-муровском стиле блюз-рока. В 2006 выходит альбом «Old New Blues Ballads».
В 2007 записывается диск «Close As You Get», а 2008 отмечен выходом альбома «Bad For You Baby».
Легендарный гитарист Гари Мур скончался в воскресенье, 6 февраля 2011 года в возрасте 58 лет. Музыкант находился на отдыхе в Испании, не испытывал никаких проблем. Его нашли мертвым в гостиничном номере на Коста-дель-Соль в Испании.
По сведениям Адама Парсонса, менеджера ирландской группы Thin Lizzy, где когда-то играл Гари, музыканта нашли рано утром. Бывшие коллеги Гари по Thin Lizzy в шоке от такой новости. «Я до сих пор не могу поверить, - говорит Эрик Белл, заменивший Мура в группе после ухода. - Он был таким крепким парнем, вовсе не типичной рок-звездой, а здоровым человеком».
Причиной смерти официально признан сердечный приступ, но при этом, появилась информация о том, что приступ был вызван передозировкой наркотика, а именно опиата разряда кокаина или героина. Эту информация распространила испанская пресса и муссируют британские ТВ. Ссылаются они на одного из пожелавшего остаться неизвестным медиков, присутствующего при констатации смерти Мура.
По материалам: peoples.ru/; rockhell.spb.ru/;
hsemen.narod.ru/; ahmadtea.ua/
|