Сегодня довольно трудно найти школу, где бы не было собственной рок-группы, а вот в 1958 году, в период зарождения рок-музыки, такие группы были далеко не во всех американских школах, но в школе "Потола Джуниор хай скул", расположенной в пригороде Сан-Франциско Эль-Серрито, такая группа была. В ней учились Джон Фогерти и Дуг Клиффорд, которые увлеченные ритм-энд-блюзом, решили попробовать собственные силы в музыке. Они пригласили своего одноклассника Стю Кука, в чьем активе было несколько лет обучения классическому фортепиано, но также как и его товарищи, повернутого на ритм-энд-блюзе. Взяв название The Blue Velvets, группа к концу 1959 года начала выступать на местных вечеринках. Так как Джон еще не начал петь, поэтому группа в основном исполняла инструментальные номера, либо аккомпанировала различным солистам.
Интересно, что Дуг и Стю родились с разницей в несколько часов (24 и 25 апреля '45), а благодаря фамилиям часто сидели рядом за партой. Их одногодка Джон (род. 28 мая '45) был средним в семье из пятерых братьев. Его родители развелись, и сыновей воспитывала мать, школьная учительница, поощрявшая в них любовь к музыке. В семье Фогерти, помимо Джона, музыкой серьезно увлекся второй по старшинству брат Том (род. 9 ноября '41).
Том был на четыре года старше Джона, и раньше него приобрел известность в округе как музыкант, начав солистом в группе под названием The Playboys, он скоро был приглашен в одну из лучших местных команд Spider Webb and The Insects. Просуществовав какое-то время, к концу 1959 года Spider Webb and The Insects распались.
Оставшись без музыкантов, Том начал поигрывать в группе своего младшего брата, и вскоре на правах местной знаменитости вошел в ее состав, а название изменилось на Tommy Fogerty and The Blue Velvets. В таком виде группа пару лет выступала на местных площадках и сделала записи на небольшом лейбле Orchestra – три выпущенных сингла попали в местный радиоэфир, но шума не произвели. В эти годы Том является солистом группы.
Однажды в одной развлекательной программе на ТВ музыканты узнали о лейбле Fantasy Records, который находился у них под боком. Том и Джон немедленно отвезли туда демо-записи. Невзирая на то, что этот музыкальный лейбл был джазовый, его руководство заинтересовалось молодой рок-н-ролльной группой и предложило сотрудничество, но при условии, что они изменят стиль в сторону бит-музыки. Тогда шел 1964 год и первые гастроли The Beatles положили начало "британскому вторжению". Руководство Fantasy решило, что вместо того, чтобы гоняться за контрактом с какой-либо мерсисайдской группой, можно взять местную команду и направить ее в нужное русло. Вместе со стилем игры должно было измениться и название – The Blue Velvets звучало в духе 50-х, и босс Fantasy Макс Уайссер настоял на варианте The Golliwogs (по имени английских кукол-негритят). Под таким названием в конце года вышел первый сингл группы с песнями "Little Girl" и "Don't Tell Me No Lies". В обеих солировал Том. Параллельно с контрактом на запись синглов, Джон устроился работать на Fantasy обычным менеджером.
Несмотря на смену названия, The Golliwogs продолжали выступать на тех же местных площадках, что и раньше. В то время усилительная аппаратура тех мест, как правило, не отличалась качеством, и Тому с его несколько лирической манерой пения становилось все труднее ее перекрикивать. Неожиданно оказалось, что у его младшего брата, чей голос к тому времени уже обрел уверенность, это получается гораздо лучше. Джон орал в микрофон что есть мочи, развивая таким образом манеру, сделавшую его голос столь узнаваемым и постепенно роль лидер-вокалиста перешла к нему.
The Golliwogs продолжали записывать и выпукать синглы, которые совместно сочиняли братья Фогерти, но лишь песня "Brown Eyed Girl" получила резонанс у местной публики – было продано несколько тысяч копий. Все остальное, включая композицию "Walk On The Water" Тома Фогерти, не имели успеха. Звездный час этой композиции наступит на первом альбоме CCR, в новой редакции. К 1967 году судьба группы находилась в довольно неопределенном состоянии и только любовь к музыке, без которой не мыслилось жизни, не позволяла навеки зачехлить гитары. А дальше больше: музыкантов призвали в армию. Полуторагодичный перерыв мог бы ликвидировать любую группу, только не будущих CCR. Воинская лямка даже пошла им на пользу, и возмужавшие парни с удвоенной энергией взялись за грифы и губные гармошки. Фогерти-младший понял, что топтание на месте - в маловыразительном вокале Тома, и потеснил того в бэкграунд и отныне его надрывный голос стал фирменным знаком группы. А главное, Джон начал сочинять песни. На Scorpio records группа записала сингл "Porteville", продемонстрировавший оригинальность их нового звучания. Дела "Фэнтэзи рекордс" к тому времени расстроились. Бразды управления компанией оказались в руках Сола Зенца (Saul Zaents), продюсера настолько дальновидного, настолько и безжалостного. Он решил заняться музыкантами вплотную, ведь они оставались единственными клиентами, но предложенные им условия даже полнейший профан в грамзаписи назвал бы кабальными. Группа соглашалась на ставку рядового персонала и отказывалась от авторских прав на свои творения, а зато студия оставляла за собой право продлить контракт на какой угодно срок. Надо находиться на грани отчаяния, чтобы подписать такое, но... сказалась неопытность соискателей и аванс 3000$, показавшийся баснословным состоянием, сделали свое дело. Но, одно было хорошо: в 68-ом году вышел первый "гигант" CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL ("Чистой воды возрождение"). Пробил их час пожинать плоды! Этот дебют привлек широкое внимание и на фоне надвигающейся психоделии и концептуальных сюит, КРИДЕНС выделились первородным, "квадратным", слегка утяжелённым рок-н-роллом. Предшествующие годы постоянных выступлений подняли мастерство музыкантов на колоссальный уровень. Их простые, мелодичные гармонии были сдобрены сочными проигрышами. Группа попала в точку, примирив поколения отцов и детей. Из восьми композиций пять принадлежали Джону. Но наибольший успех выпал на сингловые "Sput a spell on you" Гая Хокинса (Gay Hawkins) и "Suzie 0" Дейла Хокинса (Dale Hawkins). Они заняли высокие места в чартах. Показателен пример с "Suzie Q". Интерпретация CREEDENCE из-за больших инструментальных проигрышей получилась чересчур длинной. Зенц распорядился записать песню по обе стороны диска и даже это беспрецедентное неудобство не отпугнуло слушателей. Этот альбом укрепил изначальную ориентацию квартета не на заумные альбомы, а на танцевальные сорокопятки. За следующие четыре года в таблицах популярности побывали тринадцать их синглов, да и их альбомы набирали очки. Второй альбом "Bayou countey" вышел в январе, и теперь песни Джона обошли всех: "Proud Mary" и "Born on the bayou" вошли в "ТОП 10" по обе стороны Атлантики и принесли первое "золото". Музыка стала еще динамичнее и вместе с тем гораздо глубже, в ней слышались отголоски фолка, ритм-энд-блюза, соула, и конечно же, кантри... Музыкальные критики совершенно растерялись, не зная, как классифицировать новаторов и пришлось сойтись на термине суомп-рок (swamp-rock - болотный рок), что подходило болше всего, ведь музыканты воспевали красоты родного края, романтику природы, безоблачное детство. Эти близкие всем темы содействовали успеху. Летом 1969 года окрылённые своими успехами CREEDENCE приняли участие в рок-фестивалях в Ньюпорте, Денвере, Атланте и легендарном Вудстоке, приносящем бессмертие. В компании "звезд" первой величины состоялся их выход на международную арену, но однако из-за неудачного времени сета (3 часа ночи) их смотрело довольно небольшое количество народу. Музыкантам не понравилось их выступление, и они отчаянно сопротивлялись включению материала с их участием в фильм о фестивале. Но при этом CREEDENCE могли убедиться, что их ривайвловый призыв услышан - в лице "Sha Na Na", названной самой веселой командой семидесятых. Мировая слава пришла и компенсируя за прежние пробуксовывания, маховик шоу-бизнеса раскручивался в геометрической прогрессии. У большинства рок-кумиров при этом начинается головокружение, и лишь у отдельных инвалидов, к коим принадлежал Джон, плодовитость еще больше повышается. Успех практически не изменил образ жизни музыкантов, ведь все они остались в Эль-Серрито, разве что из бедных районов у подножия холма перебрались на возвышенность. У Джона Фогерти, у которого уже был сын Джефф родились две дочери, Крис и Джил и семья поселилась в Беркли, на самой вершине. Дуг Клиффорд с женой Лори и новорожденной дочерью, а также Стю купили дома чуть ниже, на Арлингтон-авеню. Том Фогерти с женой Мартой и двумя детьми поселился в миле от них, на улице Сансет. При всем этом улучшении жизни, группа сохранила прежнюю рабочую обстановку. Они купили заброшенное строение, в котором ранее находилось промышленное предприятие и компрессор и обустроили здесь для себя офис, репетиционный зал, клуб и спортзал. Они находились в этом здании почти постоянно, репетируя по семь часов в день. Стю Кук, единственный на тот момент холостяк в составе группы говорил: «Creedence для меня — это четыре человека, которые все вместе составляют пятого».
Поздней весной 1969 года Creedence Clearwater Revival на Хайд-стрит в Сан-Франциско приступили к работе в студии Wally Heider Recording над третьим альбомом Green River. Звукоинженер Расс Гэри вспоминал: «Это была одна из тех немногих групп, которые приезжали на сессию полностью подготовленными к работе. Они работали без устали и очень быстро. Волли Хайдер говорил, что никогда не встречал группы с таким подходом к делу».
Так же, как и во время работы над Bayou Country, группа (за первые два дня работы) записала вживую инструментальный бэкинг-трек, а потом занялась наложением партий вокала. Как и первые два альбома, третий обошёлся CCR менее, чем в $2 000. Однако быстрота в работе не сопровождалась спешкой или неряшливостью. Джон Фогерти после записи просиживал часами в студии, занимаясь «декоративной» деятельностью, прежде всего, оттачивая собственные гитарные и вокальные партии. Альбом был полностью закончен менее чем за неделю.
В Green River, по мнению Дуга Клиффорда, CCR сумели сделать большой шаг вперёд, не изменив себе и своему стилю. Это был, помимо всего прочего, и самый личный альбом для Джона Фогерти: все его тексты были пропитаны ностальгическими воспоминаниями о солнечном детстве и пестрили многочисленными биографическими деталями.
Через месяц появился "хитовый альбом "Willy and the poor boys", где "отличились" практически все вещи, a ocoбенно "Don't look now", "Cotton fields", "Fortunate son", "It came out of the sky"... Прекрасно, когда коммерческий успех совпадает с рецензиями критиков! Свою эйфорию музыканты выразили в "ударном" "Down on the corner", ставшей здравицей рок-н-роллу. И на пике популярности они не отказались от заимствованных вещей, подтверждая реноме классных аранжировщиков. Песня неизвестного автора "Midnight special" вышла из стен Еармельской тюрьмы в Техасе 100 лет назад. Джон показал себя разносторонним поэтом, а тематика песен была уже городская, со взглядами на политику. В подтверждение социальной активности и антирасистской направленности группа сфотографировалась на обложки в негритянском гетто. К выходу этого альбома сформировался парадокс: о группе, ставшей за год всемирно известной, на родине никто в сущности ничего не знал. Практически все американцы были уверены, что «Криденс» — группа из южных штатов. Дональд Данн (басист Booker T & the MGs) рассказывал Клиффорду о том, как спорил с приятелями, из какого района Луизианы группа, но когда он узнал, что группа из Беркли, то сжёг все их пластинки. Значительная часть чернокожего американского населения была уверена, что участники группы — негры: в гетто о CREEDENCE всегда отзывались как о «братьях». Но все-таки их "звездный" год был впереди. В начале 1970-го CREEDENCE отправились в масштабное турне по Европе, и концерт в лондонском Royal Albert hall впоследствии был издан "живьём". Между прочим, предваряли их выступление другие американцы - BOOKER Т. AND THE MG'S добилась признания много раньше. Как символ успеха, появились откровенные подражатели - вспомним ранних DOOBIE BROTHERS. Вернувшись домой с новыми впечатлениями, музыканты выдали свой лучший гигант "Cosmo's factory" и такие песни, как "Travellini band", "Looking out my back door", "Run throught the jungle", "Up around band", "Who'll stop the rain" превратились в классику сразу после выхода. "Самая-самая" классика, "My baby left me" и "A heard it throught the grapevine" также присутствовала на этом альбоме. Закончили CREEDENCE тот год абсолютными чемпионами музыкального рынка, ведь только за один день 16-го декабря стала "золотой" вся "великолепная пятёрка" альбомов. Музыка этой бравой четверки витала на каждой вечеринке, в каждом автомобиле, в каждой программе "Голоса Америки". За кулисами в казну "Fantasy Records" текли миллионы, а те, кто их зарабатывал, довольствовались... миллионной частью. Вначале это мало их волновало, они упивались переполненными залами и караванами поклонниц. Но, объевшись славой до отвращения, возжелали чего-то более осязаемого. На все вопросы Зенц любезно предъявлял тот самый контракт и музыкантам пришлось кусать локти, но юридически они были бессильны. Возможно, этим и можно объяснить их эксперименты с новомодными тогда течениями на очередном лонгплее "Pendulum". Ведь им было нечего терять и если альбом "провалится", они рады насолить продюсеру. Стилистически группа осталась на той же платформе, однако новая работа отличалась от прежних. Инструментальные вставки увеличились до целостных композиций, электронные клавиши вышли на передний план, вовсю использовались многоканальные наложения. Правда, богатством аранжировок палитра не блистала. Кантри - по природе музыка малых форм, и будучи растянута в микросимфонии, звучит надуманно и монотонно. Да и опыта наложений до того не было! Группа явно въехала "в чужую колею". Как следствие, здесь был лишь один хит-сингл - "Have you ever seen the rain?". Но со временем именно эта песня выкристализировалась в их визитную карточку, доказывая, что талант никуда не спрячешь, даже при желании. Альбом тоже стал "золотым"! Президент фирмы потирал руки, строя планы один радужнее другого. Но тут группа-коммуна дала трещину. Летом уходит Том, уязвленный успехами брата, он давно подумывал проявить себя сольно. Этот уход подвинул продюсера организовать мировое турне на более выгодных для "питомцев" условиях. Он не смог понять, что группа рушится изнутри - не имея прав гневаться по назначению, музыканты отыгрывались друг на друге и вся эт нервозность не способствует вдохновению, что и выявил альбом "Mardi gras" - их лебединая песня. Последней полноценной работой CCR стал сборник "Golliwogs", который собрал в себя синглы десятилетней давности. Джон де-факто устранился от лидерства, а друзья-соавторы Дуг и Стю не обладали композиторским даром. "Hello Mary Lou" весьма напоминала "Looking out my back door" - друзья грешили самоплагиатом. К этому вдобавок ритм-секция взяла на себя партии вокала - получилось лучше ожидаемого, но хуже привычного. Все признаки кризиса налицо, исчезла живая искра, но... и этот альбом стал "золотым". Группу любили уже за то, что она существует и зовется CREEDENCE. Это слегка успокоило Зенца и помня условия контракта, согласно коему фирма могла его продлить, Зенц назначил срок в тридцать лет - до собственной гробой доски! Это был даже не нокаут, а форменное убийство без ножа. Последовало решительное объяснение, но жадность одержала верх. Музыканты от отчаяния выбрали распад: только так могли они избавиться от клейма индустриальных рабов рока. Официально о нём было объявлено 16-го октября 1972-го года. За "Fantasy Records" остались все доходы от переизданий, а музыканты же были богаты чуть больше, чем в пору юности. Вместе с четверкой трагедию переживали миллионы почитателей во всем мире. Нет БИТЛЗ, нет CREEDENCE - что же будет дальше?.. А дальше были сольные работы. Том Фогерти, раньше остальных ступивший на эту стезю, к сожалению достиг наименьшего, с новым проектом Ruby его десяток альбомов не имел и тени былого триумфа. Так и не сумев стать "суперстаром", Том оставил музыку и пристрастился к алкоголю. Дуг выпустил один сольник, а затем вместе со Стю они вошли в группу Дона Харрисона, с которой записали несколько никаких дисков, после чего переквалифицировались в сейшн-музыкантов. Наиболее плодотворно, как и следовало ожидать, сложилась судьба Джона. Первый альбом разочаровал: автор был слишком смел и сам записал партии всех инструментов - а вот имени своего не указал, скрывшись за псевдонимом "Blue Ridge Rangers", придумав мифическую группу для затемненной обложки. Второй "John Fogerty" оправдал название, а следующий не состыковался с переменчивым временем, и... Джон исчез со сцены. Прошло немало лет, прежде чем международной сенсацией стал "Centerfield". Будто время повернулось вспять - такое чувство вызвал этот альбом. Тексты стали куда жестче, досталось и бывшему менеджеру, было и судебное разбирательство, оправдавшее музыканта. Окрыленный двойной победой, он выпустил "Eye of the zombie", смоделировав "картину столетия". Простенькие гитарные пассажи здесь не годились, на диске синтезированы реггей, джаз и хард-рок. Совсем не CREEDENCE, да ведь и замысел не для трехминутного рок-н-ролла! Среди коллег Джон оказался самым выдающимся не только музыкально. Именно он заявил, что в обстановке общей деградации, физического и психологического насилия лепетать о любви граничит с преступлением! Выложившись в альбоме без остатка, Джон снова надолго замолчал. Новый альбом "Blue moon swamp" появился в 1997 году. Опять отличные отзывы, опять газеты запестрели заголовками типа "Возвращение к корням" - свежим ветром подуло на закисшем рок-подиуме! "Walking in harrieane" взяли на вооружение заслуженные "кавермейкеры" STATUS QUO. Сам Джон объясняет редкие выходы антипатией к кровосущей поп-машине, и торговать своими идеями позволяет лишь когда невмоготу стоять в стороне. Уникальная фигура в индустрии развлечений установила условный регламент: накипает у Джона примерно каждые десять лет. Стало быть, теперь мы услышим его в следующем тысячелетии. Да и контракт истекает 16 октября 2002 года... Когда распадается великая команда, тут же возникают слухи о воскрешении, но как правило, они оправдываются лет двадцать спустя... Рок-энергия, задор, бесшабашность, и что ни говори, у этой музыки есть возрастной ценз, а фэны, умолявшие хотя бы об одном концерте, пост-фактом бурчат: "Лучше бы они не высовывались...". Был ли такой факт в биографии CREEDENCE? И да, и нет. Впервые квартет воссоединился в 1980-ом году на свадьбе Тома. И даже предприняли небольшое турне, пока им не напомнили о злополучном контракте. Смерть Тома в 1990-ом году, казалось, похоронила все надежды. Однако год назад неразлучная парочка Клиффорд-Кук, взяв в помощь Джона Тристала и Элиота Истона, сколотили "CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL". Сейчас эта группа не без успеха разъезжает по Штатам со старым репертуаром. Но это лишь сиюминутная ностальгия, и то - подлинная ли? Что такое КРИДЕНС без Джона? Но понять можно - это последнее, что музыканты могут получить от жизни. И это их дело. К счастью, Джон Фогерти не собирается участвовать в саморазрушении легенды, чьё место там, в молодости рока. Те, для кого CREEDENCE действительно что-то значат, сохранят в душе их настоящий образ. В 1993 году группа "Creedence Clearwater Revival" была введена в Зал Славы Рок-н-Ролла.
По материалам: www.creedence.ru/info/story/; www.zvezdi.ru/groups/b940.htm
|