Германская прог-хард-роковая команда "Birth
control" появилась в Берлине в 1968 году. Деятельность группы произвела
настоящий фурор на процветающей рок сцене Германии по двум причинам – своему
довольно необычному названию и музыкальным особенностям. В названии группы
музыканты выразили свой протест против заявления Папы Римского о том, что
пользоваться контрацептивами грешно. В начале своей деятельности коллектив
исполнял различные джаз-роковые каверы Брайана Огера, Грэма Бонда и других. Для
"живых" концертов "Birth control" привлекали гитаристов,
вокалистов и трубачей. Первый сингл, "October", вышел в 1969-м на
лейбле "Amadeo".
После ряда изменений осенью 1969 года, сформировался более
или менее стабильный состав, включая Носке и гитариста Бруно Френзеля – бывшего
страхового агента. Эти двое и составили «костяк» группы. Несколько
провокационное название группы было заимствовано у Попа Пола, который
достаточно жестко выступал против узаконивания абортов. Деятельность ансамбля
произвела фурор на процветающей рок сцене Германии по двум причинам – своему
необычному названию и музыкальным особенностям.
Вышедший на Metronome в 1970 году дебютный альбом –
"Birth Control”, сделанный в форме коробочки с противозачаточными
средствами продемонстрировал новое лицо группы.
К моменту выхода первой пластинки в 1970 году состав группы уже успел
претерпеть значительные изменения. Достаточно сказать, что от первоначального
секстета осталось лишь двое - басист Bernd Koschmidder и клавишник Reinhold
Sobotta. Укомплектовав ряды гитаристом Bruno Frenzel и поющим барабанщиком Bernd
Noske, группа превратилась в квартет. Новобранцы с первых дней стали постепенно
тянуть "одеяло лидеров группы" на себя - Frenzel в качестве ведущего
композитора, а Noske - фронтмена команды. Соответственно изменилась стилистика
"Birth Control” - теперь джаз-рок на манер групп Брайана Оджера (Brian
Auger) и Грэма Бонда (Graham Bond) уступил место прото-прогу с выроженной
психоделической составляющей.
Слушая его, становится
совершенно очевидно, что музыканты еще не определились с выбранной стилистикой,
даже более, создавалось впечатление, что две главные силы ансамбля - клавишник
Sobotta и гитарист Frenzel - тянули в противоположные стороны. Что не
удивительно, учитывая их разные интересы.
Первый из них (Sobotta) представил на суд публики две
инструментальные 10-минутные композиции с потрясающим замесом из психоделии,
раннего хард-рока и джаза (Recollection, Sundown). Разумеется, акцент был
сделан на продолжительных импровизациях на "хаммонде". Френзел в свою
очередь сосредоточился на более коротких композициях, они уже скорее
вписывались в формулу прото-прога, с активной гитарой и резким, сильным вокалом
(Bernd Noske постарался на славу). Кроме удивительного обаяния (присущего очень
многим пластинкам 1970 года) первый альбом содержал и настоящий шедевр - кавер
версия композиции DOORS Light my fire. Причем, этот тот нечастый случай, когда
римейк превосходит оригинал. В целом же пластинка получилась вполне в духе
своего времени, со свободой творческой мысли, полная идей и исканий. Альбом
вполне для любителей "сырого" варианта раннего прогрессивного рока.
Следующий альбом группы, "Operation", был большим
шагом вперед. Сделанный в духе "Spooky tooth" и "Deep
purple", диск содержал гораздо больше "тяжести" и обозначил
поворот стиля к динамичному хард-року ."Operation” имел просто шокирующую
обложку. На постерах, выпущенных к первому турне группы, были изображены Поп,
противозачаточные средства и дюжина новорожденных. Все это вызвало бурю
протеста, особенно в Швейцарии: из-за «угрозы» гастролей "Birth Control”,
законченные моралисты создали даже комитет и выступили за «очищение постеров от
грязи». Хорошие продажи "Operation" привели "Birth control"
на мажорный лейбл "CBS". Проблемы с Metronome records привели к тому,
что в конце 1970 года группа перешла под крыло Ohr records. Начало
сотрудничества было отмечено выпуском сингла Hope/Rollin' (1970). Обе вещи
стали достойными произведениями в жанре хард-рок, особенно здорово получилась
композиция Hope. Она словно предваряла будущие шедевры группы.
Альбом "Operation" вышел в начале 1971 года и стал
одним из самых удачных релизов за всю историю лейбла Ohr. И, поверьте,
пластинка действительно того стоила. К тому времени расстановка сил внутри
ансамбля изменилась - бразды правления полностью перешли к Френзелу, так как
Sobotta, основатель коллектива, отошел на второй план (чтобы уже менее чем
через год покинуть состав). Так впервые сложился классический саунд группы,
базировавшийся на "трех китах" - мощный, эмоциональный вокал Noske,
неистовые пассажи на "хаммонд" органе Sobotta (а в дальнейшем всех
других клавишников с которыми коллективу всегда на редкость везло) и
композиторский талант Френзела. На этот раз все шесть композиций были написаны
Френзелом и представляли собой мощный хеви-прог с "хаммондом" во
главе. Открывает пластинку убойная вещь Stop little lady с бешеным драйвом и
напором. За ней следует композиция Just before the sun will rise по сути
построенная на двух разных мелодиях, объединенных в единое целое красивым
"переходом-мостиком". Особенно здесь голос Noske достигает
невероятных эмоциональных вершин. Work is done и Flesh and blood - более
короткие хард-роковые номера, назвать которые "обычными" язык не
поворачивается. Представьте себе DEEP PURPLE образца 70-72 годов с огромным
уклоном в прогрессивный рок и великим композиторским талантом - и можете
получить достаточно полное представление об этих композициях. Концовка
получилась не менее эффектная. Вслед за магнетической вещью Pandemonium с
фантастической атмосферой и захватывающим припевом следует 11-минутная эпическая
баллада Let us do it now. Оказалось, что музыканты "Birth Control” могли
исполнять и лирические произведения, причем на высоком уровне. Альбом
"Birth Control” "Operation" - не просто сильнейший диск группы.
Эта классика жанра, сразу двух жанров - хард-рок и прог-рок. Это шесть песен,
которые заставляют слушать его снова и снова.
На этом этапе у "Birth control" появились амбиции к
выходу на мировую сцену. Последствием стала серия кадровых перестановок, в
результате которых ушли Кошмиддер и Невсер, а в коллективе появились гитарист
Дирк Стеффенс, клавишник Зевс Хельд и басист Петер Фоллер. Первая половина 1972
года прошла в беспрерывном турне, которое лишь закрепило успех коллектива.
Напряженный гастрольный график и проблемы с составом (Sobotta покинул группу,
на его место пришел Wolfgang Neusser) не давали музыкантам вернуться в студию
до конца года. За это время вышел лишь один сингл - What's your name/Believe in
the Pill - который не смог в полной мере раскрыть потенциал группы (сказались
сжатые временные рамки сингла), но получился он довольно успешным. На Ohr
records также постарались, чтобы в момент успеха публике было, что покупать -
так появился альбом "Believe in the Pill" (1972), состоявший из
номеров с первого и второго альбомов и трех песен, выходивших только на
синглах. Собственно, это было своеобразное прощание с группой, так как новый
год музыканты встретили под рамкой CBS Records, гораздо более крупной
музыкальной компании.
Альбом "Hoodoo man" вышел в начале 1973 года и
продолжил удачную формулу "Operation". Он был записан в следующем
составе – Носке, Френзель, бас гитарист Бернд Кошмиддер (Berndt Koschminder) и
органист Вольфганг Нюзер. Пластинка
включала композицию "Gamma Ray” – наибольшую удачу группы, почти
классическую вещь, которая достигла первого места в испанских чартсах
популярности. На этом альбоме тот же изобретательный тяжелый прогрессивный рок,
те же шесть мощных композиций, но, несмотря на еще больший успех, чего-то этой
пластинке не хватило, чтобы дотянуть до уровня настоящего шедевра как
"Operation". Как минимум, одна из причин заключалась в том, что
Neusser, при всей симпатии к нему, не был равноценной заменой
"клавишнику-волшебнику" Sobotta. И все-таки альбом получился
великолепным. Композиции Buy! и Gamma Ray прочно укрепились в концертном сет
листе группы. Вторая вещь на альбоме Suicide поражает самыми разнообразными
пассажами на клавишных и емким мелодичным припевом. Композиция Hoodoo man
многими воспринимается, как лучший образец немецкого хард-рока с элементами прогрессива.
Завершает альбом короткий шутливый инструментал Klaustro, который словно
напоминает - не стоит воспринимать музыку слишком серьезно (тексты пластинки
просто пронизаны мрачной тематикой). Альбом хотя слегка и уступает
"Operation" но в своей весовой категории невероятно хорош.
В 1974 году был записан концертник, включающий выступления во
Фрейбурге, Аттендорне и Дорстене. Команда надеялась использовать этот диск в
качестве своей визитной карточки на американском рынке, но компании "CBS”
не понравилось качество звука. По воспоминаниям Носке: «Американский филиал
"CBS” не был удовлетворен уровнем качества звука и считал, что группе не
удастся достичь чего-то лучшего. Да и дополнительное микширование показалось
слишком дорогим удовольствием, поэтому проект канул в вечность.» Очень трудно
было найти продюсера, которого бы полностью удовлетворила музыкальная концепция
группы. Поэтому, даже альбом 1975 года – "Plastic People”, выпущенный в
Англии Тоби Робинсоном (бывшим участником Pink Floyd) и смикшированный такими
авторитетами, как Морган Фишер (Mott the Hoople) и Эдди Джобсон (Roxy Music),
не смог пробить американский рынок. Журнал "Musik Express”, тем не менее,
достаточно восторженно отзывался о группе и надеялся услышать нечто «музыкально
эмансипированное». Казалось, что группу ожидает застой, несмотря на то, что
группа полностью отказалась от внешнего менеджмента и взяла все вопросы
управления в свои руки. Носке теперь отвечал за финансовые вопросы, органист
Зеус Хелд (заменивший Нюзера в 1974 году) занимался графическим дизайном и
перепиской с фэнами, Френзель – выпуском различных лицензий, а вновь прибывший
Питер Феллер (бас гитара, вокал) осуществлял контроль за оборудованием и роуди.
Раз в неделю музыканты собирались в своей резиденции неподалеку от Сигбурга и
обсуждали назревшие вопросы и проблемы. Результатом встреч стало полное
изменение музыкальной концепции группы.
Перед крупномасштабным турне 1974 года CBS Records
постарались сделать состав коммерчески привлекательным. Таким образом, роль
клавишика стал исполнять Zeus B. Held, и был введен второй гитарист Dirk
Steffens (что уж совсем не понятно, так как музыканты прекрасно справлялись с
одной гитарой, более того, "Birth Control” был одним не многих коллективов
тяжелого рока, где гитара была отнюдь не на первых ролях). Но самая значимая
перестановка оказалась связана с уходом одного из основателей коллектива -
Bernd Koschmidder. Его место занял Peter Foller. Главная проблема была в том,
что Foller еще и пел, таким образом, начав "отнимать" часть вокальных
партий у Noske. Подоплека дела, по-видимому, заключалось в концертных
выступлениях. В студии Noske удачно совмещал позиции драммера и вокалиста, но
на сцене это было физически тяжело, что делало выступления в основном
инструментальными "импровизациями на тему". Руководители CBS же
требовали изменения саунда в сторону его упрощения, другим словами, они хотели
нового фронтмена.
«Rebirth» записывался в ноябре 1973-го, а вышел в начале 1974
года и скорее лишь по инерции оказался столь же успешным, как и его
предшественники. "Содержание «Rebirth» было уже практически чистым
хард-роком, напоминающим Алана Холдсуорта (Alan Holdsworth) времен его хождения
в TEMPEST. Единственными композициями, которые можно отнести к прогрессивному
року, являлись "Together Alone Tonight" и финальная "Back From
Hell" с двухминутным соло на ударных. С другой стороны, "She's Got
Nothing On You" благодаря неистовому вокалу нового басиста Петера Фоллера
(Peter Foeller) в немалой степени звучала как Z.Z.Top. Примечательна и интродукция
клавишника-мультиинструменталиста Зеуса Хельда (Zeus B. Held - орган,
фортепьяно, меллотрон, флейта, саксофон, труба, тромбон, вокал), который станет
одним из активных вершителей судьбы коллектива." Соло-гитарист также
сменился. Им стал Дирк Стеффенс (Dirk Steffens). Определенно это был
качественный скачок вниз, так как от уникального heavy progressive саунда
остались одни воспоминания, да небольшие намеки в паре композиций. Только
заключительная вещь Back from hell была по-настоящему удачной и напоминала о
славном прогрессивном прошлом. Невероятная динамика, сдвоенный вокал, мощные
гитары и авторский тандем Frenzel/Steffens создали настоящий шедевр. Остальной
материал, за исключением тяжелейшего - возможно самого тяжелого в дискографии
группы - номера Mister Hero, спетого Noske на пределе возможностей, получился
вялым. Половина альбома была исполнена Фоллером, который сам по себе певец не
плохой, но в сравнении с Noske он просто теряется. Наконец, они даже
"додумались" ввести "медную" секцию, что привело к
сравнению коллектива с "тяжелым CHICAGO". Таким образом, пластинка
"Rebirth" оказалась самой неудачной и малоинтересной. Соответственно,
небольшой совет, ни в коем случае не начинать знакомится с творчеством
коллектива с нее, иначе мнение о группе сложится в корне не верное. Однако
нужно отдать должное, что в своей весовой категории - прямолинейный хард-рок -
альбом великолепен.
"Birth
control" на следующем альбоме попытались расширить саунд за счет
привлечения новых инструментов: виолончели, скрипки и флейты. В результате на
свет появилась пластинка "Plastic people", по качеству не уступавшая
"Hoodoo man". Он стал первым подлинным арт-роковым альбомом BIRTH
CONTROL , с его синтезаторами, аранжировками для струнных ("My Mind")
и хитросплетениями ритма ("Tiny Flashlights" и "Trial
Trip"), которые можно поставить в заслугу всей группе. Однако прекрасно
ложившийся на "тяжелый" рок грубый вокал Фоллера не подходил для
арт-роковых композиций. Так, его вокализ в заключительной "This Song Is
Just For You" вкупе с изящными партиями духовых сильно напоминал
"Make Me Smile" CHICAGO. Группе , в этой работе помогали скрипач
Кристоф Ноппени (Christoph 'Nops' Noppeney) и виолончелист Йохен фон Грумбков
(Jochen Von Grumbkow) из HOELDERLIN, а также флейтист Фридеман Лайнерт
(Friedemann Leinert), в 1977 г. основавший FRIEDEMANN (LP Songs For A Beginning
- Stockfish).
Вершиной творчества ансамбля является концептуальная
пластинка Backdoor Possibilities, вышедшая
весной 1976 года и повествующая
об истории нью-йоркского бизнесмена, который в давке остановившегося поезда
метро встречает Старуху с косой. На ней не остались без внимания заявленные на
предыдущем диски музыкальные идеи: нашлось место и мадригалу в духе GENTLE
GIANT ("Legal Labyrinth"), о раннем KING CRIMSON напоминает
трехчастная синтезаторная "повесть" в минорной тональности "La
Ciguena De Zaragoza", которую украсил саксофон З.Хельда. Успех
закономерный - ведь продюсером диска выступил Дэвид Хичкок (David Hitchcock),
"присматривавший" за CARAVAN, GENESIS и VAN DER GRAAF GENERATOR.
Однако достойного коммерческого успеха не последовало и разочарованная
"CBS" расторгла контракт, и "Birth control" перебрались на
"Brain records".
На следующем альбоме "Increase" место Фоллера
теперь занимал Хорст Стахельхаус, а за ударными сидел Манфред фон Бор,
оставивший Носке только вокально-микрофонные обязанности. Для этого альбома
была специально построена студия в Полхаузене, где записали все свисточки и
колокольчики. Со-продюсером выступил известный англичанин Дэвид Хичкок (Genesis,
Camel, Renaissance). Данное произведение продолжило развивать идеи предыдущей
пластинки. Тем не менее, команда все же вернулась к более прозрачным
аранжировкам, смешав новый стиль игры со старым, уже знакомым. В записи альбома
приняли участие новые музыканты – Хорст Стакельхауз (бас гитара) и Манфред фон
Бор (ударные).
После 8-ми лет постоянных гастролей, музыканты решили взять
12-месячный тайм-аут. Только в 1978 году вышел альбом "Titanic”. На
лонг-плее Titanic ансамбль вернулся к прежнему хард-рокову звучанию.
Избавившись от Хельда, для записи Deal Done At Night Носке и Френцель привлекли
басиста Юргена Голдшмидта (Juergen Goldschmidt) и клавишника Вольфганга Хорна
(Wolfgang Horn).
Популярность группы продолжала снижаться и ее последующие
релизы не вызывали у публики былого интереса. В 1983 году после продолжительной
болезни скончался Бруно Френзель. "Birth control" какое-то время
тянули лямку без него, но, в конце концов, распались.
С бывшими музыкантами "Birth Control” Зеус Хельд
организовал группу ZEUS и порадовал слушателей двумя альбомами - Zeus'
Amusements (1978 Brain) и Europium (1979 Strand). Он удачно вписался в мир
поп-музыки: с 1979 по 1984 год Хельд входил в состав GINA X PERFORMANCE и
продюсировал пластинки этой группы, в 1981 г. "отвлекшись", чтобы
поиграть в TOUCH (1981 Cain). Кроме того, он оказывал содействие HOELDERLIN на
одноименном альбоме 1975 года (Spiegelei), Ленни Макдауэлл (Lenny MacDowell) на
Flute Power (1978 Harvest), Flexible (1979 Harvest) и Radioactive (1989 Blue
Flame), ROCKETS на On The Road Again (1978 Ariola), Джону Фоксу (John Foxx) на
The Golden Section (1983 Virgin), Чэсу Янкелю (Chaz Jankel) на Looking At You
(1985 A&M), Удо Линденбергу (Udo Lindenberg) на Casa Nova (1988 Polydor) и
Нине Хаген на Nina Hagen (1989 Mercury), а также продюсировал DEAD OR ALIVE и
IMAGINATION (CD Trilogy - 1987 Red Bus).
Райнхольд Соботта играл на диске Джона Воэна (John
Vaughan) Somewhere In Europe (1976 Full Moon). Дирк Стеффенс опубликовал сольный хард-роковый альбом The Seventh Step (1976 Nova), потом очутился в TOLLHOUSE
(1978 Nova), а под конец продюсировал переиздания раннего материала
"звезд" западногерманской металлической сцены ACCEPT
Metal Masters (1984 Brain) и Hungry Years (1986 Metronome).
Реанимация "Контроля за рождаемостью" состоялась в
1993 году. С этого времени, группа слегка изменив стилистику выпустила еще много
альбомов – "Condomium”(1994),
"Two Worlds”
(1995), "Jungle Life”
(1996) Jungle Life
(1996), Definitive Collection
(1996), Getting There
(1998), Crazy Nights
(Studio Session)
(1998), Live Abortion
(2000), Live in Lachendorf
(2000), Alsatian (2003),
Live in Fulda (2004), а свой юбилей отметили
выпуском концертника - 35th Anniversary
- Live
At Rockpalast
(2005).
|