Вся история легендарной английской группы ATOMIC ROOSTER
неразрывно связана с жизнью и творчеством Винсента Крейна (Vincent Crane).
Музыканта, не гнавшегося за успехом и сохранившего целостность своего
творчества. Музыканта с Большой буквы. Это имя могло стоять в одном ряду с
такими всеми признанными мастерами клавишных инструментов как Рик Уэйкман (Rick
Wakeman) и Кит Эмерсон (Keith Emerson). Но, к большому сожалению, его музыка
известна и почитаема лишь узким кругом поклонников, так как его творчество
никогда не было продуктом массовой культуры.
Свои первые шаги в
области музыкального образования Винсент Крейн (род. 25 мая 1943 года) сделал в
лондонском Trinity College of Music. На протяжении первых трех лет обучения
Винсент поучаствовал в нескольких интересных группах и в некоторых из них он
познакомился с будущими звездами английского блюзового бума конца 1960 -х
годов. В группе J.C. AND THE MACHINE он
сотрудничал с Джоном Макви (John McVie), а в THE WORD ENGINE встретил
самого Пита Брауна (Pete Brown), незаурядного музыканта и превосходного поэта.
В 20-летнем возрасте, в 1963 году состоялось первое профессиональное
выступление Винсента в знаменитом Marquee Club со своей собственной группой VINCENT
CRANE BAND.
Последующие
несколько лет проходят в постоянном совершенствовании мастерства и причем
происходило это своеобразное обучение, как правило, на сцене. В 1966 году
происходит событие, которое определило будущий стиль и направление в творчестве
музыканта. Винсент знакомится с человеком, которого называли великим и ужасным
(God of Hellfire), гением и злодеем в одном лице — это был Артур Браун (Arthur
Brown). Этот музыкант был олицетворением психоделической сцены Англии конца 1960-х
годов. И вот, по стечению обстоятельств Крейн становится правой рукой лидера CRAZY
WORLD OF ARTHUR BROWN на протяжении первых трех лет.
Группа CRAZY
WORLD OF ARTUR BROWN, с присущим только ей импровизационным и
неестественным мастерством, очень скоро стала главной достопримечательностью
лондонской сцены и прописалась в ныне легендарном клубе UFO. Чарльз Фокс
(Charles Fox) из "The New Statesmen" писал о Артуре Брауне: " Он
был близок традициям выходившим далеко за рамки ожидаемого в Music Hall, он
творил театральное действо на сцене…" Винсент обеспечивал бесподобную музыкальную структуру
шоу Артура. Уважение возникшее в самых широких музыкальных кругах привело к
быстрому подписанию контракта на запись альбома. Первый сингл Fire, который был
написан Артуром в соавторстве с Крейном, как и большинство материала с
дебютного альбома стал интернациональным хитом, возглавив национальный
хит-парад и добравшийся до 2-ой позиции в США. Как позже вспоминал Винсент:
"Артур был соул певцом. Но на сцене мы устраивали самое настоящее
психоделическое шоу…"
Интенсивный труд и непрерывные гастроли по США, которые
проходили в поддержку таких коллетивов как DOORS, JEFFERSON AIRPLAN,
кроме увеличения количества поклонников привели к тому, что группа на время
потеряла одного из своих самых главных участников. Психическое расстройство,
которое было вызвано в первую очередь очень напряженным концертным графиком,
привело к тому, что Винсент оказался в психиатрической лечебнице Banstead. В
дальнейшем, воспоминания об этом месте и пессимистический взгляд на мир часто
будут проявляться в ранней лирике ATOMIC ROOSTER, особенно в таких
композициях как Winter, Breakthrough и, конечно, Banstead.
Вернувшись в группу в октябре 1968 года , где его временно
заменял Пит Солли ((Pete Solley), будущий участник SNAFU, а так же
записывался с PROCOL HARUM в 1977 году) Винсент встретил нового
участника CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN барабанщика Карла Палмера (Carl
Palmer), с которым он быстро сошелся и теперь группа приобрела еще более
целостный вид, где каждый из музыкантов непомерно уважал и понимал друг друга.
Но после года напряженных гастрольных выступлений эти два молодых дарования
столкнулись с дилеммой - как развиваться дальше, если рамки музыкального
направления группы определяет только один человек. И вот, летом 1969 года
Палмер и Крейн решили отправться в сольное плавание.
Вернувшись на Родину в пятницу 13-го (это событие они
отразили в первом сингле новоиспеченной команды Friday the 13th) музыканты
сразу приступили к поискам бас гитариста. Казалось с появлением в составе Грега
Ридли (Greg Ridley) из SPOOKY TOOTH группа обрела окончательные черты,
но на горизонте появился Стив Марриот (Steve Marriot) со своей новой идеей HUMBLE
PIE и Грег перебежал туда. После двухнедельного непрерывного поиска
участники группы остановили свой выбор на молодом, но уже довольно опытном Нике
Грэхеме (Nick Graham), который, кроме мастерского владения басом, был отличным
вокалистом и довольно прилично играл на флейте. Начало 1970 года ознаменовалось
подписанием контракта с B&C и группа в короткие сроки подготовила материал
для своего первого альбома, который моментально попал в национальный TOP 50.
Дебютный альбом
продемонстрировал необычную и притягательную музыку, которая казалось бы,
построена на четких мелодиях, но наполненна великолепными импровизациями всех
членов группы, а собенно на нем выделялись «And so to bed» и ранее
упоминавшаяся «Friday the 13th»,
а также элегантно-печальная «Winter». Но более всего потрясла музыкальную
общественность кавер-версия композиции Джона Мэйолла «Broken wings» с его сольного альбома Blues Alone 1967 года. В
оригинале эта блюзовая баллада со довольно скудной аранжировкой превратилась в
эпическую джазовую пьесу с красивейшей медной секцией, надрывным вокалом и
незабываемым хаммондом во главе. Первое выступление ATOMIC ROOSTER (свое
название музыканты позаимствовали со слов участника американской группы
RHINOCEROS, который, будучи под кайфом, повстречал персонажа и назвал его столь
оригинальным образом) состоялось в лондонском Lyceum, где у них на разогреве
выступала тогда еще малоизвестная группа DEEP PURPLE.
Почти сразу после
выхода дебютной пластинки наметилась в дальнейшем постоянная болезнь ATOMIC
ROOSTER - нестабильность состава. Ник Грэхем покинул группу и присоединился
к SKIN ALLEY, с которыми и записал три альбома. Позже он был состоялся
как автор ряда хитов для разных знаменитостей (написал The Flame для CHEAP
TRICK, который попал на вершину хит парада). А в ATOMIC ROOSTER с
уходом Грэхема справились очень своеобразным способом. Еще до ухода Ника
появилась идея пригласить гитариста, так как музыка группы становилась все
более тяжелой и одним хаммондом издавать вязкие рифы стало проблематично. Более
того, музыканты пошли на беспрецедентный шаг для начала 70-х годов. К еще не
вышедшему в США дебютнику решено было дописать партии гитар. Участи этой
подверглись лишь четыре их восьми песен.
Новым гитаристом ATOMIC ROOSTER стал бывший лидер
группы ANDROMEDA Джон Кэнн (John Cann). Его гитара отлично вписалась в
саунд группы, а мрачные гитарные рифы и грустные соло как нельзя лучше
дополняли пессимистическую лирику Крейна и соревновались в безысходности с его
клавишными. В группе Винсент стал еще и
басистом, исполняя партии бас гитары на педалях своего хаммонда. Но этот,
лучший и самый перспективный состав (Крейн, Палмер, Кэнн) просуществовал еще
меньше предыдущего, так как неусидчивый виртуоз ударных инструментов поспешил
принять предложение другого клавишного "Хендрикса" Кита Эмерсона и вошел
в группу отчасти имени себя. Позже Карл вспоминал: "Когда я только начал
работать с ATOMIC ROOSTER я осознал, что трио - идеальный для меня
формат группы на тот момент. ATOMIC дал мне возможность попрактиковаться, но я
хотел двигаться дальше…" Этот состав предпочитал концертные выступления
работе в студии, поэтому сейчас услышать столь оригиннальное трио можно лишь на
«Live and Raw», вышедшим в 1990-х на Angel Air records очень маленьким тиражом.
Временно на замену Палмера стал Рик
Парнел (Rick Parnell), сын легендарного джазового барабанщика Джека Парнела
(Jack Parnell), который будучи еще молодым музыкантом успел съездить в турне по
США в составе группы знаменитого Энгелберта Хампендирка (Engelbert Humperdink).
Скорее всего испугавшись возможных разговоров о смене стилистики группы, а в то
время сотрудничество рокеров с джазовыми исполнителями не поощрялось, а возможно по настоянию Кэнна
его вскоре заменил 18-летний Пол Хэммонд (Paul Hammond), ранее игравший в FARM.
Вот так пополнив ряды группы в декабре 1970 года, ATOMIC ROOSTER
выпустили свой самый нашумевший сингл с вызывающим текстом и агрессивной
музыкой «Tomorrow night», который смог продержаться в национальном TOP 10 шесть
недель, а уже в январе появился альбом «Death walks behind you», который многие
критики определили как great lost of hard'n'heavy.
Второй альбом
кардинально отличался от своего предшественника, ведь по приходу в группу Кэнн
занял в ней далеко не последнее место, что и отразилось на саунде. Вся тяжесть
его ANDROMED'ы влилась в прогрессивный рок по-крейновски, а композиции
содержали мощьные рифы (Seven streets, Sleeping for years), которым могли
позавидовать BLACK SABBATH, мрачные тексты (Death walks behind you)
могли соперничать с лирикой BLACK WIDOW, ну а исполнительское мастерство
лишь подтверждалось двумя потрясающими инструментальными пьесами Винсента Vug и
Gershatzer. Эта пластинка попала в американский хит парад (TOP 100), а в Англии
добралась до 12-ой позиции.
Этот успех закрепил еще более удачный сингл «Devil's answer»,
написанный Кэнном и попавший в TOP 4. Казалось группа была на вершине успеха -
четкое определение стилистики привлекло новых, постоянных фанов, ведь
сатанинские истории были очень популярны во все времена, огромные продажи
альбома, аншлаги на концертах… Чтобы облегчить роль Кэнна в состав был введен
свободный вокалист Пит Френч (Pete French), потерпевший неудачу со своим черным
квинтетом LEAF HOUND и придавший своим голосом музыке еще большую
дикость и резкость... Продолжи они в этом направлении, сейчас бы вместо SABBATH'а
могли бы быть совсем другие герои.
Винсент, очень тяготился ролью "проповедника зла",
ведь его тексты были далеко не веселые, он писал о личных, душевных
переживаниях, о дьяволах внутри него, а не сказки про ведьм. Но оставаясь
лидером коллектива, он предпринял все, чтобы на следующей пластинке музыка
группы была не такая мрачная. В этот период он выкроил время погостить на
дебютном альбоме Рори Галлахера (Rory Gallagher), с которым был в очень хороших
отношениях.
Запись третьего
альбома проходила в довольно сложных условиях, ведь гастрольные графики
казались просто бесконечными (выступали они тогда совместно с группой THE
WHO). Но невзирая на трудности в 1971 году «In hearing of ATOMIC ROOSTER»
увидел свет. По уровню продаж он явно уступал предшественнику и добрался лишь
до TOP 20, но показал собой качественно иной уровень развития группы, как
творческой единицы, а Крейна, как прогрессирующего композитора. Он смог собрать
в себе основные лучшие моменты своих предшественников, все лучшие образцы
прогрессивного рока (Breakthrough, A spoonful of bromide helps the pulse go
down), отсылающие нас к композициям с дебютного диска, которые прекрасно
сочетались с хард-энд-хэви высшей пробы (Break the ice, Head in the sky - обе
словно потерянные треки с Death walks behind you и единственные песни
написанные Кэнном). Вместе с этим появилось и новое направление — этакий
довольно едкий замес из фанка, соул и ритм энд блюза (The rock, The price). В
том же году появились такие эпохальные
работы как «Aqualung» Jetro Tull и «Untitled» Led Zeppelin, этот релиз ATOMIC
ROOSTER может с гордостью стоять в
одном ряду с ними.
Изменение стилистики
группы, конечно, порадовало Крейна, но озадачило Кэнна и будучи самостоятельной
и независимой творческой личностью он посчитал, что лучше покинуть группу, а за
одно и прихватить с собой Пола Хэммонда. В 1972 году они вместе с басистом
Джоном Густафсоном (John Gustafson) и певцом Элом Шо (Al Shaw) организовали
группу DAEMON, которая после выхода одного альбома и ухода вокалиста
превратилась в HARD STUFF. Прописались они на Purple records и выпустили
две интересные пластинки, которые к сожалению остались незамеченными.
В результате
Винсенту пришлось в срочном порядке реформировать группу, ведь на носу было
американское турне. За барабаны посадили уже знакомого нам Рика Парнела, а
Кэнна заменил Стив Болтон (Steve
Bolton). По окончании гастролей Пит Френч решил присоединиться к CACTUS
для записи их «Ol'n'Sweaty». Теперь Крейна
не сдерживали никакие предрассудки перед хард-роком, ведь последний любитель
этого стиля ушел из группы и у микрофона встал Крис Фарлоу (Chris Farlowe),
человек чье имя никак не сочеталось с тяжелым роком. Chris Farlowe
Записанный этим составом «Made in
England» представил на суд публики уникальное слияние двух непохожих друг на
друга стилей - исконно американский соул и традиционно английский вариант
прогрессивного рока. Главным украшением этого творения стали музыкальные
находки Крейна и неподражаемый вокал Фарлоу. Особенно интересно звучали
следующие номера - Time takes my life, в которой проcлеживалась типично
крейновская лирика; Little bit of inner air , сумевшая доказать вокальные и
композиторские способности Парнела; убойный инстументал Breathless и будущий
гвоздь концертной программы All in satan's name - Винсенту никак не удавалось
уйти от этой стороны его жизни.
Невзирая на спад
популярности именно в этот период деятельность ATOMIC ROOSTER была наиболее
плодотворной: проходило огромное количество концертов (на концертных пластинках
чаще всего представлен именно этот состав), скорый выход новой студийной работы
«Nice and greasy», на которой Болтона заменил Джон "Мандала" Гудсол
(John "Mandala" Goodsall) со своей более блюзовой техникой игры на
гитаре. Кроме оригинальной обработки Friday the 13th, превратившейся в Save me,
и красивых партий джазово-блюзового фортепиано ничего примечательного там не
было. Хотя два очередных инструментала Винсента Moods и убойная Ear in the snow
напоминали о славном прошлом команды. Но, как всегда, отсутствие коммерческого
успеха равносильного былому привело к расторжению контракта со
звукозаписывающей компанией.
Последний всплеск
творческой активности наступил в 1974 году, когда под рамкой VINCENT CRANE's
ATOMIC ROOSTER появился сингл Tell your story, sing your song, но оставшись
незамеченным с очередным проектом, Крейн распустил группу.
Но роспуск ATOMIC
ROOSTER лишь разнообразил активность Винсента, и на притяжении второй
половины 70-х годов он работал в самых разных направлениях. Второй раз
женившись, Крейн поддался увлечению своей новой супруги и начал активно
работать с различными театральными режиссерами. Среди его работ стоит выделить
музыку для постановки Дракулы в Shaftesbury Theater, а также участие в работе
над пьесами - Ghost train, Stevie и некоторыми другими. Приблизительно в это же
время произошла встреча старых друзей, заголовок к которой мог бы звучать так -
Артур и Винсент, 10 лет спустя. В 1977 году Крейн помог Брауну в записи
«Chrisholm in my blossom», очень неоднозначного альбома «God of Hellfire». Но и
после работы над ним старые друзья старались не упускать друг друга из вида.
В 1979 году началось
долгожданное возвращение Винсента в мир музыкального шоу бизнеса. Катализатором
этого процесса выступило предложение Брауна о создании совместного проекта,
плюс интерес немецких компаний и поддержка со стороны Клауса Шульца, который
согласился предоставить свою студию. Но дадим слово, пожалуй, главному
зачинщику проекта: "С тех пор как я впервые услышал CRAZY WORLD OF ATHUR
BROWN Артур всегда оставался для меня самым очаровательным певцом. Встретив его
в 1976 году, мы даже обсуждали возможность совместных выступлений. Но довольно
неожиданно для меня он уехал в Африку. И когда же в 1979 году он внезапно
появился в Германии, я не мог упустить такой шанс. Мне как раз требовался
вокалист для записи «Dune». Скоро он привлек к нашему сотрудничеству Винсента
Крейна, которого я всегда считал самым диким исполнителем на клавишных
инструментах. А когда я услышал наброски для их совместного проекта, то сразу
же предложил свои услуги как продюсера. Результат получился действительно
оригинальным. Ни один из них не потерял и капли своего таланта. Это именно то,
что я чувствую, слушая эту запись."
Следующим шагом
стало вполне логичное воссоединение с другим старым-добрым партнером - Джоном
Кэнном. Многие представители NWOBHM рассматривали ATOMIC ROOSTER как
славных начинателей сего жанра (учитывая, конечно, Death walks behind you).
Подписание контракта с EMI не заставило себя долго ждать и, посадив за барабаны
Престона Хеймана (Preston Heyman), музыканты выпустили сингл Do you know who's
looking for you? и альбом Atomic Rooster (не нужно путать с дебютом). Здесь
лидером выступил Кэнн, который написал большую часть материала, что и сказалось
на звуке - музыканты продолжили изыскания на почве тяжелого рока. Перед началом
гастрольного тура Хеймана сменил легенда
британского рока Джинджер Бейкер (Ginger Baker), но после окончания гастролей в
группу возвращается Пол Хэммонд. Так произошло сенсационное воссоединение
третьего и самого успешного в коммерческом плане состава. Последовал выход двух
синглов - концертного варианта Play it again и новой композиции End of the day.
Но после грандиозного выступления на Reading Festival Кэнн неожиданно для всех
покидает ATOMIC ROOSTER. И оставшиеся по контракту концерты по Германии
и Италии прошли с помощью Берни Торма (Bernie Torme - guitar).
После ухода Кэнна у руля коллектива Крейн оказался вновь в
одиночестве и последовавший выход в 1983 году «Headline news» отличался от
предшественника также, как, скажем, «Death walks behind you» от «Made in England». Музыка группы стала
клавишно-ориентированной, а вокальные партии исполнил сам Винсент. Альбом
прошел незамеченным, но в целом это была очень сильная работа в стиле арт-рок,
а в записи этой пластинки принял гостевое участие Дэвид Гилмор (David Gilmore).
Несмотря на то, что в некоторых композициях отчетливо слышатся нотки раннего
ATOMIC'а (Machine, Carnival), Крейн нашел новое направление, которое могло бы
стать для него пропуском в новое десятилетие. Особенно ярко и новаторски
звучали следующие шедевры - Headline news, Metal minds и зачаровывающая Dance
of death. Проведя короткое турне по Германии Крейн в очередной раз распустил
группу, но как он тогда думал лишь на время.
В конце 1983, начале
1984 гг. Винсент принял участие в проекте KATMANDU вместе со старыми
друзьями Питером Грином (Peter Green) и Рэем Дорсетом (Ray Dorset). В тот
период каждый из музыкантов переживали тяжелый период своей жизни, а хуже всех
было однозначно Питеру Грину, поэтому при записи они попытались просто получить
удовольствие от музыки, подурачиться и просто вспомнить молодость. Поэтому
альбом «A case for the blues» представил собой не целостное произведение, а
сборник, так называемых, outtakes. Нужно отдать должное, что композиция Sweet
sixteen Крейна звучала довольно свежо.
В 1985 год Винсент
вступил как участник DEXY's MIDNIGHT RUNNERS, поучаствовал в записи их
пластинки «Don't stand me down», даже съездил в турне по Италии и
Великобритании, но распад команды в начале 1987 года прервал и эту главу жизни
музыканта и буквально по выходу из этой группы Крейн загорелся идеей вновь
реформировать ATOMIC ROOSTER…
К сожалению серьезные психологические проблемы, которые
преследовали его еще с конца 60-х годов, достаточно вспомнить историю 1968 года
в CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN, не позволили осуществить задуманное и
последние два года жизни он провел в борьбе со своими внутренними демонами. А
14 февраля 1989 года, в день святого Валентина, Винсент Крейн в своей квартире в Лондоне покончил жизнь
самоубийством.
Как сказал его близкий друг Пол
Грин (Paul A. Green): "Бурный ритм его жизни причинил много боли как ему
самому, так и его близким - особенно, Джэн, его второй жене и Тому и Рене, его
родителям. Они отдали ему все, что было у них. Он дал им все, что мог... Мы
можем лишь предполагать во что развился бы его талант, если бы не преследующие
его демоны... Но одно совершенно очевидно - его нам очень не хватает."
Дискография:
|