Самое короткое определение стиля JETHRO TULL дал сам лидер группы Ян Андерсон: «Я - флейтист, у которого есть несколько шумящих друзей». Андерсон решил стать флейтистом, чтобы хоть как-то выделяться среди буйно цветущего разнообразия рок-групп второй половины 60-х.
Эрик Клэптон никогда не играл на флейте, а на гитаре я вряд ли буду играть так же, как Эрик Клэптон, поэтому и решил поискать какой-нибудь другой инструмент, на котором Эрик Клэптон не играет. Я все ходил и спрашивал: «Скажите, пожалуйста, Джимми Хендрикс играет на флейте?» - «Нет». - «А Джеф Бек?» - «Да нет, они все играют на гитарах». Я сказал: «Ура, я нашел что нужно - у меня флейта!». (Я. Андерсон)
Безусловно играть на флейте среди «шумящих друзей» нелегко, зато ее можно запросто унести с собой, пока несчастные друзья копаются в шнурах и разбирают барабаны. Впрочем, флейта в руках Андерсона могла легко превратиться из тихой услады пасторальных пастушков и пастушек в настоящую боевую единицу, наравне с электрогитарой и ударной установкой (сам Ян называл свою флейту «тестостероновой»). При этом иногда флейтист умудряется одновременно и дудеть и подпевать своим трелям. Забавно, но отыграв на флейте два десятка лет, Андерсон внезапно обнаружил, что играет на ней… неправильно. Еще более забавно, что он не махнул рукой, а взял и переучился.
Стоит отметить, что флейта JETHRO TULL - не «палочка-выручалочка», как размер бюста у некоторых «певиц», а эдакая изюминка. У группы немало превосходных песен, где флейта вообще не используется («Aqualang» и «Too Old to Rock and Roll…»).
История Jethro Tull насчитывает к нынешнему моменту уже 40 лет. У Яна Андерсона с его многочисленной компанией было все, что может и должно происходить с подобными музыкантами - и годы признания и огромной популярности, и последующий кризис в связи с пришедшими новыми веяниями, и окончательное решение следовать по своему собственному пути.
Уникальный звук, по которому опознаешь Jethro Tull моментально и безошибочно, группе удалось создать ещё в конце 60-х - начале 70-х, когда и были записаны главные альбомы коллектива («Stand Up», «Aqualung», «Living In the Past»). Основан он на хитром и замысловатом сочетании непростого хард-рока с блюзом, фолком и джазом - в какие-то периоды одни элементы в музыке группы выходили на первый план, затем наставало время других, но, так или иначе, основные составляющие этого замечательного коктейля всегда были примерно одними и теми же.
Записям Jethro Tull, конечно, свойственно все то, чем занимались первооткрыватели прогрессива в начале 70-х: это и непростые концепции, и длинные сложные песни, и альбомы-симфонии с замысловатой композицией, и внедрение в рок-музыку новых для нее инструментов.
Тексты группы не менее важны, чем эксперименты со стилями и направлениями. Как поэт, Андерсон стремится размышлять о проблемах глобальных и вечных, но размышления эти довольно часто отливаются в форму историй-притч, призванных заставить слушателю поразмышлять самого.
Общепризнанным лидером группы на протяжении всей ее истории был и остается Ян Андерсон — вокалист и флейтист, а также автор музыки и текстов.
Ян родился в английском городе Блэкпуле в очень богатой семье (его отец был владельцем крупной фирмы), но всегда стремился стать независимым от родителей. Он учился в двух колледжах — изучая сперва математику, потом историю живописи,— но так и не закончил ни одного из них. Больше всего ценя личную свободу, Андерсон предпочитал самостоятельно заниматься своим образованием. Ян самостоятельно изучил китайскую философию и дзен-буддизм, также пробовал свои силы в любительской группе Blades и долгое время находился в нерешительности, избрать ему карьеру музыканта или журналиста. Склонность к музыке победила, и начиная с осени 1967 года он вошел в состав группы John Evan Band, полупрофессионального объединения, которое гастролировало в районе Блэкпула, откуда происходили почти все остальные из музыкантов: клавишник Джон Ивен, ударник Барри Барлоу, басисты Глен Корник и Джеффри Хэммонд-Хэммонд. Эта группа конце концов и превратилась в Jethro Tull.
Часто путешествуя по Англии автостопом, молодой человек знакомился с новыми, интересными для него людьми. Таким образом он однажды встретился с Джоном Мэйоллом — одним из известнейших блюзовых гитаристов Англии.
Официальной датой рождения группы считается 20 декабря 1967 года. Слывущий большим оригиналом, Андерсон далей название по имени английского агронома-любителя Джетро Тала — не меньшего оригинала, жившего в XVIII веке. Последний прославился тем, что изобрел усовершенствованную модель плуга-сеялки, использовав в его конструкции части музыкального органа. Группа в составе Яна Андерсона (вокал/флейта), Глена Корника (бас-гитара), Мика Абрахамса (гитара/вокал) и Клайва Банкера (ударные) в феврале 1968 года выпустила свой первый сингл «Sunshine Day». Песня была малоинтересной и не имела никакого успеха.
Сейчас заполучить этот сингл — мечта любого коллекционера. И не столько потому, что он был издан небольшим тиражом, сколько из-за опечатки на конверте диска, где название группы было напечатано как JETHRO TOE.
Несмотря на провал сингла, группа приобрела достаточную известность благодаря регулярным выступлениям в знаменитом лондонском клубе Marquee. В июне Jethro Tull успешно выступили на первом бесплатном рок-фестивале в Гайд-Парке, а в августе стали звездами блюзового фестиваля в Санбери (Sunbery Jazz & Blues Festival), подтвердив этим свою растущую музыкальную профессиональность.
Заинтересовавшись группой, фирма грамзаписи «Island» предложила музыкантам записать пластинку и предоставила им студию. Дебютный альбом под названием «This Was» вышел в октябре 1968 года и сразу же попал в британский хит-парад, достигнув 10-го места.
Особое внимание обращает на себя флейта Андерсона, которая используется в группе как полноценный инструмент, не уступающий по значимости гитаре. Несколькими годами позже она будет даже удостоена сравнения с гитарой Джимми Хендрикса за ее невероятную экспрессивность.
В декабре 1968 года в результате борьбы за лидерство Мик Абрахамс покинул группу. Впоследствии он создал свой бэнд Blodwyn Pig и записал с ней несколько интересных блюзовых альбомов.(Сотрудничество Абрахамса с Андерсоном возобновилось лишь в 1996 году — Андерсон сыграл все партии мандолины на сольном альбоме Мика.)
Музыканты Jethro Tull прослушали многих гитаристов (включая Тони Йомми, ставшего впоследствии одним из основателей Black Sabbath, но в конце концов остановили свой выбор на Мартине Барре, который и стал постоянным членом группы.
Следующий альбом «Stand Up», вышел в июле 1969 года и сразу же поднялся на первое место в британском хит-параде. Альбом «Benefit», вышедший в следующем году, свидетельствовал об изменении подхода группы к написанию песен. Можно сказать, что именно в этом альбоме в полной мере выразился поэтический талант Яна Андерсона. ( Андерсон одном из интервью по этому поводу скромно заметил, что считает себя одним из лучших рок-поэтов Англии).
В том же году из группы ушел Глен Корник. На замену ему пришел старый школьный приятель Андерсона Джеффри Хэммонд. Джеффри, как и Андерсон, тоже был артистичной личностью и так же, как и Ян, любил шокировать публику. Например, на концертах он всегда выступал в костюме в черно-белую полоску и играл на точно так же выкрашенном контрабасе. Придя в группу, он изменил свою фамилию с просто Хэммонд на Хэммонд-Хэммонд.
В этом же году Андерсон женился на секретарше фирмы Chrysalis Дженни Фрэнкс, и хотя брак долго не просуществовал, вдвоем они успели сочинить одну из самых известных песен Jethro Tull «Aqualung».
Жена Андерсона была довольно-таки незаурядной личностью — она сама сочиняла пьесы и стихи, писала картины и отлично танцевала. А в 1973 году она написала сценарий для стриптиз-спектакля, где сама сыграла главную роль Венеры поп-арта, выходящей обнаженной не из пены морской, а из огромной коробки из-под шоколада.
Темы, затронутые в нескольких песнях «Benefit», получили продолжение на следующей, наверное, самой известной, пластинке группы «Aqualung». В этом концептуальном альбоме, вышедшем в марте 1971 года, Андерсон выражает свое отношение к современной церкви и религии. Он считает, что они уже не могут дать человеку ответы на вечные вопросы, а лишь ограничивают его в духовном развитии, превращая в простого обывателя, да к тому же выколачивают из него деньги. Музыка альбома по сравнению с предыдущими работами стала более доступной для понимания и приобрела более агрессивное звучание, вполне соответствующее текстам. Видимо, благодаря всему этому на сегодняшний день в мире продано уже более пятнадцати миллионов экземпляров этой пластинки.
Большую роль в достижении популярности сыграла также репутация Jethro Tull, как отличной концертной группы. Концерты группы представляли собой весьма странные театральные зрелища, где музыканты, наряжаясь в разнообразные костюмы и используя бутафорию, разыгрывали невообразимые действа, порой лишенные какого-либо определенного смысла или подтекста. Иногда казалось, что они просто издеваются над зрителями. Однако, все это нравилось поклонникам группы, мгновенно раскупавшим все билеты на концерты Jethro Tull.
Однажды, когда музыканты опаздывали на концерт, и публика уже начинала выражать свое возмущение свистом и топаньем ног, на сцену вышли техники в плащах и надвинутых на глаза кепках и стали долго возиться с аппаратурой, копаясь в проводах и подкручивая ручки усилителей. Все это привело публику в бешенство. Тогда техники вдруг скинули с себя плащи и кепки, взяли в руки инструменты, а самый главный из них достал из кармана флейту и начал на ней играть. Этими «техниками» были музыканты Jethro Tull.
Ян Андерсон с присущей ему эксцентричной мимикой, жестами, ужимками и балетными импровизациями добивался удивительных результатов. А когда Андерсон появлялся на сцене, у неподготовленного зрителя вставали волосы дыбом - артист больше всего напоминал бродягу с большой дороги, и разодранное пальто экстравагантного дудочника было слишком контрастным тем расшитым блестками костюмам, в которых выступали члены ансамбля Глиттера.
Во время концерта Андерсон - блестящий шоумен. С флейтой, испанской гитарой, мандолиной или губной гармоникой он являлся центром любого выступления. Вместе с Миком Джаггером и Дэвидом Боуи в начале 70-х трудно было найти лучшего представителя стилизованного сценического рока, этой лучшей доли Англии в мировой поп-музыке. Его «коронным трюком» была игра на флейте стоя на одной ноге — этим он мог заниматься несколько часов кряду.
Таким поведением на сцене он вводил многих слушателей в заблуждение. В одном из интервью Андерсон сказал: «Я всегда удивлялся, когда люди думали, что я более завернут на самом деле. Вначале я не был шоуменом, просто мне показалось интересным скрываться под имиджем бродяги в длинном макинтоше, быть эксцентриком. На сцене я словно становлюсь другим человеком, что и позволяет мне скрывать свою незащищенность. Я вхожу в этот образ, потому что у меня огромный диапазон эмоций, которые я хочу выплеснуть, но я не хожу в таком образе по улицам и не появляюсь дома перед своей мамой. Поэтому бывает обидно, когда меня на самом деле считают бродягой, гомосексуалистом и наркоманом».
Следующий выход группы с альбомом «Thick As A Brick» поверг ряды критиков в смятение. Большинство из них посчитали пластинку очередным формалистическим экспериментом — музыкой, могущей быть до конца понятной лишь самим музыкантам. Тем не менее, несмотря на кажущуюся музыкальную эклектичность, этот альбом, состоящий из одной композиции длиной в 44 минуты, содержал в себе очень интересные музыкальные находки и замечательные мелодии, объединенные одной общей темой. В нем Андерсон поет о поиске человеком своего настоящего Я, о незащищенности людей от общественных стереотипов, которые вбиваются им в головы с самого рождения: «Смотрите! Родился ребенок — и мы объявляем его готовым к борьбе… Мы сделаем из него человека, пристроим к делу, научим играть в «Монополию» и петь под дождем…»
Если «Thick As A Brick» вызвал у критиков лишь легкое недоумение, то следующий альбом группы «A Passion Play», вышедший в августе 1973 года, они разнесли в пух и прах, назвав его бессмысленным нагромождением совершенно непонятных музыкальных идей и не менее непонятных текстов. Этим они приводят Андерсона в ярость и он объявил о распаде группы и отменил все концерты. Правда, достижение альбомом первого места в американском хит-параде несколько умерило его гнев.
Уехав в Швейцарию, Андерсон записал со своими музыкантами такой альбом, какой хотелось услышать критикам. Однако за легкомысленным и даже слегка «попсоватым» звучанием песен стояла горькая ирония и определенная издевка над самой музыкальной формой. В этом альбоме, названном «War Сhild», Андерсон попытался показать, что человеческое общество ничем не отличается от мира животных — и тут, и там правят мелочные интересы и закон джунглей. Досталось и самим критикам в песне «Only Solitaire».
Во время одного из концертов, последовавших за выпуском альбома, Ян умудрился вывихнуть лодыжку. В результате несколько недель ему пришлось провести в кресле-коляске. «Допрыгался!» — злорадствовали критики, которых Ян с тех пор просто возненавидел.
Но недовольство критиков не смогло отразиться на занятиях Андерсона - ни на разведение лосося на шотландском острове Скай, ни на зверях его маленькой фермы близ Лондона, которой заправляет его нынешняя жена Шона.
Ян Андерсон — нетипичная фигура в рок-музыке. Отличаясь от большинства подобных музыкантов он никогда не пытался стать кумиром или образцом для своих поклонников. Наоборот, он всячески стремился бороться с этим. Обладая огромной работоспособностью, Андерсон мог просиживать в студии целыми сутками, записывая музыку. Один из участников группы Дэйв Пегг вспоминает, как он впервые пришел в Jethro Tull: «Пришлось потрудиться в поте лица. Эти ребята вкалывали так много и упорно, как ни одна из групп, в которых я когда-либо работал. За один месяц я отдал столько времени репетициям, сколько обычно у меня уходило за четыре года».
Наверное, вершиной популярности Jethro Tull было выступление 9 октября 1978 года в «Мэдисон Сквер Гардене», которое через телеспутники приняли 400 миллионов людей во всем мире. В том году ансамбль очутился (и надолго) в хит-парадах. Но хороший уровень продажи дисков никогда не был характерен для Tull.
В мировом турне, в которое группа отправилась в 1979 году, ее словно начал преследовать злой рок. Во время операции на сердце умер басист группы Джон Глэзкок, а буквально через месяц, вовремя концерта, проходившего в Мэдисон Сквер Гарден, роза, брошенная на сцену одним из поклонников, попала своим шипом Андерсону прямо в глаз. К счастью, все обошлось, и группа даже продолжила концертное турне.
В 1980 году музыканты решили временно разойтись и заняться сольной работой.
В 1985 году группа устроила серию концертов совместно с лондонским симфоническим оркестром. В результате был записан альбом «A Classic Case (The London Symphony Orchestra Plays The Music Of Jethro Tull)».
В 1987 году вышел довольно слабый альбом «Crest Of A Knave», музыка и тексты которого отличались не свойственной группе прямолинейностью и простотой. По иронии судьбы, именно благодаря этому качеству пластинка отлично продавалась и даже получила в 1989 году награду «Hard Rock Grammy»…
Однажды группе был преподнесен любопытный сюрприз. Американская Ассоциация производителей кирпичей, которая собралась в Нью-Йорке на свою вторую конференцию, удостоила участников группы чести стать почетными членами ее организации. Причиной же этому послужило название альбома JT «Thick As A Brick».
Андерсон в одном из интервью поделился секретом творческого долголетия группы: «Главное ограничение рок-н-ролла заключается в том, что он является либо временной, либо сходящей на нет формой. Настоящая прогрессивная музыка развивается в течение двух лет, а потом о ней нужно забыть, иначе вы начинаете повторяться. Но обычно ее играют до тех пор, пока не превращаются в своего рода музыкальную машину. Наоборот, почти каждый наш альбом приводил критиков в замешательство. Никто не был способен на это, кроме нас, потому что все боятся критических замечаний».
Исходя из этого утверждения, можно с уверенностью сказать, что история группы Jethro Tull еще далеко не закончилась и будем надеяться, что музыканты еще не раз удивят нас своими новыми работами. Однажды Андерсон заявил: «Самым лучшим нашим диском будет последний. Все остальные являются лишь дорогой к нему».
По материалам: rockhell.spb.ru; agharta.net; neoprogresss.narod.ru; ahmadtea.ua
Ян Андерсон не любит рукопожатий. Ян Андерсон: Дело в том, что у меня была травма руки, и если мне ее сильно пожмут, то она потом начинает болеть. Я играю на флейте и должен беречь свою руку. Особенно опасны в деле рукопожатий - женщины. Девушки иногда так нервничают, когда знакомятся, и могут так стиснуть руку, что она потом ой, как болит. Хотя играть на флейте мне моя травма уже не мешает. А так в принципе каждый двадцатый человек сжимает мне руку так, что боль не проходит дня два.