Продолжим разговор о прог-роке и коснемся очень интересной группы, с очень сладким названием NEKTAR.Поразительно, но парни из Британии создали немецкую группу, завоевавшую неслыханный успех в Германии и США, но не сумевшую совершить какого-либо ощутимого прорыва у себя на родине. Имея три золотых альбома («Remember the Future», «Down to Earth» и «Recycled»), Nektar стали группой, записавшей одни из самых оригинальных работ в 70-х. Виртуоз-гитарист Ройе Элбрайтон — харизматичный фронтмен, выступавший на одной сцене с Джимми Хендриксом; Алан «Валиец (Тафф)» Фримен — клавишник; Дерек «Мо» Мур — бас, неисчерпаемый источник энергии; Рон Хауден — барабанщик. Пятый член группы — Мик Брокетт — музыкантом не был, но устраивал самые грандиозные световые шоу на рок-сцене.
.Группа была основана в 1969 году выходцами из Англии, проживавшими на тот момент в Гамбурге. Музыкантов звали Рой Албригтон (гитара, вокал), Тафф Фриман (клавишные, вокал), Рон Хауден (ударные) и Мо Мур (бас, вокал). Все четверо приехали в Германию еще в 1965-м и успели переиграть в куче различных банд. Знакомство их произошло в 1968 году в гамбургском «Star Club». У парней обнаружились общие интересы к музыке «Beatles» и раннему рок’н’роллу, но больше всего их привлекало экспериментальное звучание, начавшее входить тогда в моду. В этом-то направлении. «Nektar» и начали свое движение. Но они не стали ограничиваться одной музыкой, а решили использовать также видеоряд.
В 1970 году в коллективе появились два человека, работавшие со светом и спецэффектами. Благодаря Мику Брокетту, светотехнику работавшему также с Pink Floyd в конце 60-х, который обеспечивал им иногда световую аранжировку концертов. и Кейту Уолтерсу группа устраивала очень интересные живые шоу. Слава о «Nektar» распространилась по всей Германии, и в 1971-м лейбл «Bellaphon» заключил с группой контракт. После подписания контракта на следующий год, Nektar тут же произвели фурор своим спейс-роковым классическим альбомом «Journey to the Centre of the Eye». В 1972 последовал концептуальный альбом «A Tab in the Ocean», содержавший песни «Desolation Valley» и «King of Twilight» (позже переигранную группой Iron Maiden), ставшие на долгие годы ключевыми в концертном творчестве группы. В 1973 году в свет вышел двойной альбом «Sounds Like This». Записанный «вживую» в студии (и названный Элтоном Джоном «экстраординарным»), альбом стал первым британским релизом и поводом появиться группе дважды в шоу The Old Grey Whistle Test.
Но главным прорывом стал еще один альбом 1973 года «Remember the Future». Будучи еще одним концептуальным диском, он стал первой пластинкой, выпушенной в Штатах и попал в чарты Биллбоарда в 1974 году, получив «золотой» статус. Неплохое достижение для группы, которая ни разу в США и не была до этого. Конечно, вскоре их позвали туда на гастроли. Для записи следующего альбома, вышедшего в 1974 году под названием «Down to Earth» группа заручилась поддержкой поэта группы Hawkwind Роберта Калверта, чтобы обеспечить должным юмором цирковую стилистику новых композиций и вновь сделать альбом «золотым». «Recycled» вышел в 1975 году и был записан в Лондоне и Франции при помощи бывшего техника The Beatles Джеффа Эмерика. На альбоме присутствовал настоящий хор и американский вундеркинд-клавишник Ларри Фаст (из группы Synergy, позже игравший в группе Питера Гэбриэла). Диск стал третьим подряд «золотым» диском группы в Германии и США. Затем группа Nektar надолго оседает в Америке, где производит обильные вылазки на гастроли и устраивает впечатляющие шоу с огромным количество оборудования. Бешеные гастроли и плотный график не могли не повлечь за собой расплату. В декабре 1976 года из группы уходит Ройе Элбрайтон. Его быстренько заменили американцем Дэйвом Нельсоном и новый состав записывает «Magic is a Child» (с фотографией юной Брук Шилдс на обложке) в 1977 году. Этот состав продержалсявместе недолго и, спустя два года, уже Ройе Элбрайтон и Тафф Фриман создают свой вариант группы Nektar. Вместе с Кармин Рохас и Дэвидом Пратером они выпускают в Европе альбом «Man in the Moon» (для Voiceprint это был первый CD). Затем Фримен предпочел остаться в США и Элбрайтон был вынужден создать группу Grand Alliance вместе с бывшим членом Climax Blues Band Дереком Холтом. Так практически в начале в 80-х закончилась классическая история группы.
В 1999 году после тяжелейшего заражения печени, гитарист и фронтмен Nektar Ройе Элбрайтон оказался на грани смерти. Лишь в последнюю минуту судьба преподнесла ему драгоценный подарок — донор спас ему жизнь. Некоторое время она еще висела на волоске, но, благодаря умелому вмешательству врачей, Элбрайтон выкарабкался. Вдохновившись счастливым спасением своей жизни, Ройе объявляет о восстановлении группы Nektar и записывает вместе с ней новый альбом «The Prodigal Son», вышедший на Bellaphon Records. Это обозначило новую страницу как в жизни Элбрайтона, так и в жизни группы — страницу, которая привела к триумфальному возвращению легендарной группы Nektar на мировую прог-сцену.
В 2002 году Nektar выпустили ремастер своего классического альбома «Remember the Future» и весь концерт в Лондонском Roundhouse 1973 года, с добавленным ранее не выпускавшимся материалом. Группа воссоединилась в самом классическом составе — Элбрайтон, Мур, Фримен, Хауден и даже Мик Брокетт, который обеспечил световое шоу на ежегодном прог-фестивале NearFest в The Patriot’s Theater в Трентоне 29 июня 2002 года. Более того, в концерте принял участие и Ларри Фаст. В июле 2003 года состоялся первый за 27 лет концерт в Англии, а также пара выступлений в Германии. Все они сопровождались ошеломляющим успехом. В октябре 2003 года Nektar получили все права на свой каталог и начали полный ремастеринг всех своих альбомов. В апреле 2004 года появились реставрированные версии «Journey to the Centre of the Eye», «A Tab in the Ocean» и «Recycled» (все три с бонусным материалом). Но, в октябре 2004 года, басист Дерек Мур объявил о том, что желает покинуть группу. Чтобы не мешать гастрольным выступлениям коллектива и дальнейшей жизни группы, он привел в Nektar своего друга Ренди Дембо. Поклонники Nektar с 70-х оценили Дембо как достойную замену и не сильно расстроились такому повороту событий. А вскоре последовал и новый альбом «Evolution», который критики всех стран назвали достойным возвращением «монстров» европейского прог-рока. Во время турне по америке в 2004 году в сентябре группу покидает один из основателей коллектива — Тафф Фриман. У него на это были причины личного характера. Моментально его заменил виртуоз элетрооргана Том Хьюз. Так что, несмотря на эти локальные потрясения, группа серьезно настроена на долгую и плодотворную жизнь в океане современной прогрессивной музыку. Будем надеятся и ждать, очередной порции интересной музыки.
|