Попытаюсь донести информацию о почти не известных командах, выпустивших один, в лучшем случае два альбома, и растворившихся в неизвестности. В чём же смысл. Да в том, что, слушая эти древние релизы, понимаешь, насколько многообразной и уникальной была прогрессивная музыка тех лет, сколь талантливы и неповторимы были ее индивиды. Понимаешь и то, что, вероятно, на вершины арт и прог-рока пробивались не всегда самые гениальные «актеры», как понимаешь, откуда черпают идеи и вдохновение (а иногда откровенно воруют их) современные герои прогрессива. А то, что записи тридцатилетней давности и сейчас заставляют учащенно биться сердца проггеров, заставляют изумляться совершенству и качеству той музыки при отсутствии нынешних средств звукозаписи, – еще один аргумент. И еще: мне, как меломану с 35-летним стажем, чуток досадно, что подводная часть огромного айсберга по имени «арт-рок 70-х» когда-то прошла мимо меня. С другой стороны, переиздание многих «древностей», частенько неизданных даже в формате «винила», на CD — не может не радовать. У меня в руках переиздание первого (и единственного) полноформатного диска группы со смешным и нелепым именем (более подходящим какой-нибудь трэшевой, ну, на крайняк, хардовой или кантри-команде) – Tractor. Впрочем, люди стоящие за этой музыкой, выпускали альбомы и до того, но вот название было иным. Но всё по порядку.
Сонный городок Рочдейл у подножия Пеннин ничем особым в 60-х не отличался — обычный индустриальный пункт на карте Англии, чьи лучшие годы прошли с окончанием текстильного бума в Ланкашире, а это, братцы, было еще во времена промышленной революции. Но именно там и начинается наша история. Если верить слухам, циркулировавшим тогда в Рочдейле среди местных меломанов, в середине 60-х на Пеннинских холмах приземлился межпланетный объект, команда которого прибыла из далекой галактики с единственной целью — приобщить местное население к великой религии космоса — рок-н-роллу… Посланцами с этого корабля были великан-гитарист, обладавший даром композитора и именовавший себя в Англии Джимом Милном, и малыш по имени Стив Клэйтон — поэт, художник и барабанщик по совместительству. Чтобы смешаться с аборигенами, Милн поступил в педагогический колледж, а Клэйтон познакомился с очаровательной девушкой и поселился недалеко от духовной обители своего напарника. Это, конечно, шутка, но именно с нее всё и началось. Джим и Стив дружили со школьной скамьи, и их увлечение рок-музыкой было взаимным. Абсолютно разные внешне: громадный (во всех отношениях) Милн и хрупкий Клэйтон, такие контрастные внешне, были едины по духу. И именно они во все годы существования этого коллектива были его костяком в буквальном смысле. На первых порах, впрочем, дуэту помогали друзья: басист Майкл Бэтч и вокалист Алан «Слим» Бурже. Ну и рассказ о первой группе наших героев был бы неполным без Джона Бриэрли — «электронного волшебника», человека, который, по словам шефа Dandelion Records (приютившей в последствии парней) Джона Пила, «мог собирать звукозаписывающую технику из частей пришедших в негодность стиральных машин». К слову, именно этот чувак сыграл решающую роль в оформлении звука команды, соорудив в своей спальне некое подобие студии. Шел 1966 год, а группу решено было назвать The Way We Live, благодаря статье из популярного журнала «Womans Own».
В то время было много новой и завлекательной музыки: «Мы слушали всё, от Хендрикса и Заппы, до Beatles и Pink Floyd. Мне всегда нравились Moody Blues и Джефф Бек. Это сейчас я обожаю Сатриани и Вая, они убеждают меня в том, что в те дни я слишком мало времени уделял гитаре» (Джим Милн).
Джим стал голосом и звуком группы, тогда как Стив, несмотря на хрупкую внешность, – ее могучим ритмом, а ранимость души своей выражал в красивых стихах и необычных картинах, на которые ему оставалось все меньше и меньше времени. Поскольку Бурже и Бэтч покинули банду еще до записи первых демо, The Way We Live, а затем и Tractor остались дуэтом. Бывшие члены группы, тем не менее, помогали, чем могли (Бурже, к примеру, провел все фотосессии для первого диска). Музыка выходила необычной и интересной, замешанной на прогрессивном сочетании артроковых моментов, хардроковых структур и психоделического настроения. «Кусающиеся» гитары в нашей музыке — из-за отсутствия приличной звукотехники, – говорит Джим. — Мы просто помещали в микс то, что выходило из усилков «живьем». У меня была старенькая маршалловская педаль с двумя установками — «Доберман» и «Ротвейлер», от этого всё и шло. А мелодии выходили у меня как-то сами по себе».
Итак, демо, записанные ребятами, полетели во всевозможные рекордс-конторы. Приличным сюрпризом стало появление у дверей новоявленных музыкантов посланца Dandelion Records, прибывшего из Лондона буквально через день после получения плёнки, да еще и с готовым контрактом в портфеле. Энтузиазм, проявленный фирмой, вошел в резонанс с устремлениями Джима и Стива, и началась серьезная работа.
Уже вовсе не странность, что многие шедевры тех времен сотворялись за считанные дни. Вот и дебют The Way We Live «A Candle For Judith», названный в честь подруги (а потом и жены) Клэйтона, записан был всего за пару дней в студии, где не так давно трудились знаменитые Cream. «Candle» явился миру 29 января 1971 года и почти сразу получил хвалебные отклики не только довольно узкой в то время аудитории прогрессистов, но и ведущих музыкальных изданий Британии («Time Out» назвал его «полным глубины и эклектики, широким в жанровом аспекте»). Психоделическое оформление кавера сделал Стив Клэйтон, а над звуком поколдовал Джон Бриэрли. «Это была технология каменного века, – шутит Милн. — Мы со Стивом сидели в тесной спальне Джона, а он сам крутил какие-то хитрые рычаги на своем допотопном самодельном устройстве. Но из-под его рук выходили поразительные вещи!» И это действительно звучало профессионально, даже по нынешним временам.
Несмотря на такую радость, диск проделал долгий путь к чартам, так никогда и не выйдя на вершины. Тем не менее, руководство Dandelion решило продолжить, но посоветовало Милну и Клэйтону сменить название группы. Именно Джон Пил придумал имя Tractor (разглядывая в окно работающий на соседней ферме агрегат). В коммерческих целях решили выпустить мини-диск, основанный на более удобоваримой (и оттого хитовой) вещи «Stoney Glory», сопровожденной еще двумя номерами (много позднее вошедшими на CD-ремастер «A Candle For Judith»). Это был первый релиз «новых трактористов».
Альбом же, о котором я упоминал выше, записывался в собственной студии Dandelion Records, открытой в Рочдейле. По сути, студия состояла из небольшой комнаты и двух бабинных магнитофонов, а также шестиканального микширующего устройства, собранного пресловутым Джоном Бриэрли, но кого это тогда удивляло?! Гитару и барабаны вообще писали в спальне Джима. Басовые партии Милн опять отыграл сам, а Стив добавил к своему инструментарию флейту. В конце 1972-го одноименный с группой диск попал на прилавки, а к концу 1973-го достиг вершины коммерческого успеха — 19 позиции в хит-параде «Радио Люксембург» (оставив позади «Magicians Birthday» Uriah Heep) и 30 позиции в списке наиболее продаваемых альбомов, публикуемом Virgin Records. «Я помню, как мы с возвращались на тачке из какого-то паба, уже ночью, и слушали «Радио Люксембург», – рассказывает Джим. — Дикторы расхваливали какую-то группу, композицию которой собирались крутить, и я сказал Алану — вот бы когда-нибудь и о нас так говорили. А потом из динамиков полилась «Little Girl In Yellow», и мы от неожиданности чуть не врезались в автобус. Но, думаю, и тогда бы мы не обратили на это внимания».
Чем же так поразительна музыка Tractor, ведь этот единственный диск не стал даже хитом N 1 в национальных чартах? А вот чем. Tractor всегда были тяжелыми, особенно для своего времени и для выбранного ими жанра. Тем не менее, эта тяжесть была «хрустальной», потому что опиралась на удивительное сочетание электричества и акустики, мощного ритма и эмоционального пения. Внутри этой музыки была пугающая мелодичность, она могла быть агрессивной и сентиментальной одновременно. И если говорить об уже понятной из этих слов музыкальной мешанине (в лучшем смысле слова), то в вещах Tractor уникально сочетались психоделический рок и фолковые баллады, хард-блюз и арт-рок, плюс удивительное электронно-звуковое оформление. Это не было чем-то сверхъестественным в те дни, это было асолютно естественным, но мы-то слушаем это сейчас, поражаясь и приходя в истинный восторг. Впрочем, по поводу тогдашней естественности я, возможно, и загнул…
Тяжелый психоделический номер «All Ends-Up» – вполне в духе хэви-металл (да-да!): жесточайшие мрачные риффы и тяжелый параноидальный драйв, гитарный скрежет в середине композиции вызывает зубную боль. «Little Girl In Yellow» – напротив, нежная балладная вещь с фолковым отенком и мощной блюзовой средней частью, сочетающей акустическую и элетрогитару (шквал под концовку!). Голос Милна здесь просто бесподобен. Коротенькая акустическая и небесно красивая «The Watcher» дает чуток расслабиться. «Ravenscroffs 13 Bar Boogie» – это настоящий буги, чуток выпадающий из общего повествования альбома. В инструментальной «Shubunkin» электронные эффекты и горячие восточные мотивы подчеркивают психопатическую основу, но потом она перерастает в «Hope In Favour» c эффектным «дисторшн» вокала и гитары, настоящий эйсид-рок на зависть Фрэнку Заппе, только стократ мелодичнее! «Everytime It Happens» спокойными кантри-пасторалями словно переносит слушателя в немного унылые пейзажи Средней Англии. Завершает действо «Make The Journey» – бешеная долбежка ударных, «рваная» гитара, замечательный «сдвоенный» голос Джима. И никаких синтезаторов и сэмплов (на зависть хваставших этим чуть позднее Queen)! «Мы тогда были честными по отношению к себе, – вспоминает Джим Милн. — Мы не следовали «трендам»: если нам хотелось вставить акустическую композицию между жесткими электрическими песнями, мы так и делали. Не задумываясь». Таков этот альбом.
Между тем, Tractor осмелились выйти в свет «в живую». Их первый концерт состоялся в Рочдейле, и играли они вдвоем! Поскольку слухи о команде уже разошлись по Англии, то студенты, составлявшие тогда большую часть слушателей прогрессивного рока, приняли Tractor на ура. Они ассоциировали Tractor с лучшими представителями прогрока того времени — Can, Hawkwind и Pink Floyd. Друзья Стива и Джима тоже не оставались в стороне. Так, корешок еще со времен The Way We Live Энди Бургойн постоянно сидел на концертах перед ударной установкой Клэйтона, придерживая вечно грозивший рухнуть басовый барабан. Представляете, какая у него была возможность оценить способности Стивена в ритмообразовании! Интересно и то, что в 1972 в Рочдейл приезжали спейс-психоделики Hawkwind, с которыми Tractor схожи по настроению и атмосфере (вспомните «Silver Machine»). Они поиграли на пару.
На одном из таких концертов побывал Крис Хьюитт, ставший впоследствии менеджером группы и организатором всех ее гастролей. Тем не менее, дела не шли слишком хорошо. Джим и Джон Бриэрли по-разному видели будущее музыки Tractor, причем ни один не собирался уступать. Это привело к разрыву с уникальным звукоинженером, а его место занял Алан Бурже. Парни открыли собственную студию, где собирались записывать свои произведения и музыку других групп, но это не слишком помогло. Тот новый материал, который попытались записать Милн и Клэйтон, просто не нашел покупателя в лице фирм грамзаписи. К тому же, семьи друзей требовали всё большего внимания (а там ведь уже появились и дети), что ставило крест на гастролях даже по Англии. К 1975 всё жалкое имущество Tractor Studio было поделено, а в помещении теперь была мастерская Стивена.
В 76-м в Рочдейл вернулся Крис Хьюитт, и всё завертелось вновь. Друзья основали компанию «Tractor Music», обладавшую студией и репетиционным «залом» (естественно, это была всего лишь комната). Дуэт вернулся к работе. Состав на сей раз расширили: Дэйв Эддисон взял на себя басуху, что диктовалось в основном требованиями концертной деятельности. Но именно эта деятельность и привела Tractor к катастрофе. В 1976 на северо-востоке Англии проводился фестиваль «Deeply Vale Free Festival», который привлек сотни доживших до этих времен хиппи. Там их было столько, что казалось — вернулся старый добрый 67-й, «Лето Любви», да и только! Естественно, марихуана пользовалась на фесте большой популярностью, и вот в ее-то облаках и утонул Стив Клэйтон. После общения с благодарными зрителями мужика приходилось буквально затаскивать за ударную установку… После возвращения домой Стив «завязал» с музыкой.
Настроенные работать дальше Джим и Дэйв ненадолго ангажировали барабанщика Брента Уитуорта, но в 77-и в группу вернулся Стивен, и Tractor со своей музыкой посетили все возможные клубы, бары и залы, имевшиеся в округе. Их популярность была поразительной, но пора было подумать и о новых записях. В том же году парни «помирились» с Джоном Бриэрли, который записал, спродюсировал и финансировал выпуск их нового сингла «No More RocknRoll». Вещь разошлась тиражом в 600 экземпляров (а для клубной банды это была цифра) в Британии. Секрет ее успеха обусловлен ужесточением звука и даже некой близостью к группам зарождавшегося жанра New Wave (песня даже вошла на «ново-волновой» сэмпл-сборник «Streets»). Нонсенс, но факт…
Два следующих года Tractor практически бездействовали. Милн поигрывал в местных командах, Эддисон уехал за границу… Только в 80-м «трактористы» вновь показали себя миру как действующая единица. На сей раз вчетвером (добавился второй гитарист и клавишник Тони Крэбтри) они провели большое турне, записи с которого вышли в виде зальника («Policemans Blues»), а потом закатали сингл «Average Mans Hero». Но на этом всё и закончилось.
80-е были не самыми лучшими годами для самофинансированных туров, а с новыми записями уже ничего не клеилось. Tractor как таковые исчезли с музыкальной карты. Самое обидное то, что даже за столь небольшой объем музыкальных материалов, имевших культовый статус у британских и европейских поклонников прогрока, ни члены группы, ни ее менеджер не получили даже минимальных финансовых вознаграждений (а ведь «A Candle For Judith» и «Tractor» издавались на виниле как легально, так и нелегально!). В начале 90-х ранние материалы Tractor, в том числе и диск «Tractor» были переизданы уже на CD в той же Германии. На этой волне Джим Милн и Крис Хьюитт собрали все неизданные записи команды. Изучение спроса на старые винилы Tractor показало — поддержка обеспечена. Поэтому Джим и Крис вышли на Sunflower Records с предложением об издании диска раритетов. CD «Worst Enemies» (1983) таким образом представил слушателю не только неопубликованные ранее материалы, но и виниловые версии вещей, выходивших во всевозможных инди-сборниках.
По слухам, Tractor (Джим Милн — гитара/вокал, Дэйв Эддисон — бас, Дэйв Голдберг — клавишные и Рой Мартин — ударные) работают над абсолютно новыми вещами, и дай бог, они появятся, ведь время ныне — как нельзя более подходящее, а слушатель — на редкость внимательный и благоприятно настроенный на такую музыку. И, в конце концов, пора заполнить эту зияющую пустоту между «Candle» и «Tractor» и современностью. «Сейчас у меня есть желание вновь поработать, и дело движется к этому, – уверен Джим Милн. — Новые вещи похожи на Tractor, но будут лучше по звуку. Группа, которая не стремится к лучшему саунду, которая живет прошлыми заслугами, мертва. Надо продолжать… вот только я не могу нигде отыскать ту самую старую маршалловскую педаль!» Грандиозная и мистическая музыка Tractor еще найдет своего слушателя, уж если не сейчас, то пару десятилетий спустя, я уверен. Группа была одним из первых экспериментаторов в области музыкальной технологии, и многие ее секреты предстоит разгадать будущим поколениям фанатов прогрессива. И то, что неметаллические Tractor попадали в хэви-чарты, тоже о чем-то говорит! На этом наше повествование заканчивается, а скептики, до сих пор считающие, что столько места на страницах потрачено впустую, пусть найдут и отслушают хотя бы одно из творений Tractor (и «A Candle For Judith», и «Tractor» выпущены на компактах с кучей всевозможных бонусов), дабы убедиться в правоте этих слов.
Состав группы:
Jim Milne — гитара, вокал, бас Steve Clayton — ударные, бас
ДИСКОГРАФИЯ:
THE WAY WE LIVE 1971 A candle for Judith TRACTOR 1972 Tractor Использаваны материалы: metalrassvet.ru и torrents.ru.
|