Четверг, 23.11.2017, 18:49
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Виртуозы гитары » Стив Вай

Виртуозы гитары: Стив Вай

 

Виртуоз гитары Стивен Сиро Вай (Steven Siro Vai) родился 6 июня в 1960 году в Лонг Айленде. Стив Вай (Steve Vai) надеюсь не нуждается в представлении. Слышали, по крайней мере, о таком. Икона гитарной музыки, успешный инструменталист и соло-артист, один из самых инновационных музыкантов наших дней, обладатель массы громких титулов, в том числе, от авторитетных изданий «Guitar World» и «Guitar Player», рекламный лицо  «Ibanez», глава инди-лейбла «Favored Nations», друг и ученик Джо Сатриани (Joe Satriani), участник «Frank Zappa Group», группы экс-«ванхаленовца» Дэйвида Ли Рота (Dadid Lee Roth), «Whitesnake», «G3», исполнитель роли дьявольского гитариста в культовом «Crossroads» – и это все о нем.

История начинается 6-го июля 1960-го, когда, как минимум, на одного итало-американца в Нью-Йорке стало больше — у четы Вай появился ребенок. Мальчика назвали Стивом. Наш герой рос смышленышем. Сказать, что Стив Вай с детских лет увлекался музыкой, значит не сказать ничего: он просто был одержим ею. Интерес к громкой музыке проявился в нем с самого детства благодаря родительской фонотеке, в которой имелись пластинки Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и «Led Zeppelin». Родители всячески поддерживали и поощряли юное дарование. Самостоятельно освоив десяток гитарных аккордов и научившись извлекать звуки из ламповой органолы, маленький Стив решил, что его время пришло. 

Свою первую группу он собрал со старшей сестрой Лиллиан. Состав — Стив Вай (бонги, проигрыватель, лидер-вокал), Лиллиан (гитара, бэк-вокал). Побарабанить приглашали соседских ребятишек. Первый вайевский коллектив назывался «Hot Chocolate». Первым настоящим коллективом Стива Вая стал школьный ансамбль «The Ohio Express». Там он сначала «стажируется» на клавишных, а чуть позже переквалифицируется в гитариста-вокалиста. – В 1972-м мне стукнуло двенадцать. Меня пригласили уже в группу, которая очень прилично играла. Репетировали в подвале у Фрэнка (фронтмэн «The Ohio Express»). На репетициях происходило много забавного. В особенности, когда приходили девчонки и выключался свет (смеется). Сверстники считали нас чудиками. Но у нас была своя группа, которая очень многое значила для всех нас. Мы могли часами, не останавливаясь, играть «Jumping Jack Flash» («роллинговский» стандарт). У Фрэнка была классная гитара — со всякими там переключалками и звукоснимателями. Однажды в школе выступала местная рок-банда. Парни были на пару лет (или типа того) старше нас. Настоящие рокеры. Даже курили траву (смеется). Когда я их услышал в тот вечер, то понял, что нет никого круче на свете. Сейшен был что надо! О том, чтобы попасть в их компанию, не могло быть и речи. Как-то, когда парни пошли на перекур, и мне удалось тайком пробраться в их репетиционку. Там я впервые увидел НАСТОЯЩУЮ ГИТАРУ! Играть на ней я не умел, но увиденное поразило меня до глубины души. Очень сексуальный инструмент. Хипповый и классный. Тогда я дал себе слово, что обязательно стану лучшим гитаристом на Земле. Я словно впал в транс и молил Бога, чтобы меня никто не увидел. Ехидный голос за спиной вернул меня на грешную землю: «Эй, Вай, а ну отвали от гитары! Рок-стар, типа, нашелся!». Я чуть не расплакался. Представляете? На следующий день я пошел к приятелю в гости. У него на стене в спальной висела дешевенькая шестиструнка. Очень клевая такая — красная, с кучей всяких прибамбасов. Приятель сказал, что может продать ее за 5 баксов. Не знаю, как мне удалось найти нужную сумму, но гитару я купил. О том, что хочу стать гитаристом, согруппникам я не сказал ни слова. В той же школе, которую посещал юный Стив Вай, учился сам Джо Сатриани, будущий guitar hero. Так что, первым гитарным учителем Стива Вая оказался никто иной, как Джо. – Напару с Фрэнком мы ходили заниматься к Джо. Он тогда был первым парнем. Играл не просто круто, а очень КРУТО, но это отдельная история. Я не пропустил ни одного занятия. Джо стал для меня гуру, а его уроки — всей моей жизнью. Но приятелям я ничего не рассказывал. Боялся, что засмеют. Чуть позже я «рассекретился» и мне разрешили исполнять отдельные партии в «Огайском Экспрессе». Но потом репетиции во фрэнковском подвале «накрылись», и группа развалилась. Как-то я взял с собой в школу гитару и заперся в музыкалке. Боясь быть обнаруженным, я тихонько включил усилитель и начал играть, спрятавшись за него. Через 20 минут поднимаю голову — вокруг меня человек 50 с отвисшими челюстями (смеется). Я извинился и выключил усилок. Записей «The Ohio Express» у меня не сохранилось. И, кстати, никто из нас никогда не был в Огайо.

В следующей группой стала «Circus». – Это были настоящие хиппаны, очень хорошая группа, которая издавала правильные звуки. Моего друга детства зовут Джон Серджио. Он не только привел меня в «Circus», но и способствовал развитию моего музыкального вкуса. Ведь что я тогда слушал? «Led Zeppelin» – и только. А Джон познакомил меня с «Queen», «Jethro Tull», «Yes», «ELP» и другими прогрессив-рокерами. «Circus» переигрывали хиты «Queen», «Nectar», «ELP» и многих других. С ними я впервые появился на публике. Помню, второй гитарист поставил условие: или он, или я. Психанул, развернулся и хлопнул дверью. Все потому, что он был в группе главным. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Как бы то ни было, мне дали возможность пилить СОЛЯКИ, сколько душе будет угодно! Потом и барабанщик выдвинул ультиматум: «Если не уйдет Вай, уйду я». По большому-то счету, это была его группа, мы репетировали в его гараже. С «Circus» пришлось распрощаться. В знак солидарности Джон ушел вместе со мной. Мы пробовали сколотить новый состав, но никого подходящего найти так и не смогли. Попытки собрать собственный коллектив не увенчались успехом, и Вай поступает в «Rayge». – Шикарная банда! Наверное, не столько музыкально, сколько с позиции приятного времяпровождения и приобретенного жизненного опыта. Чудесное было время. С парнями я учился в одной школе. Они уже были достаточно популярны, выступали задолго до того, как я начал играть. Помните, я рассказывал о них? В «Rayge» освободилась вакансия гитариста — и тут вспомнили обо мне. Наконец, представилась возможность писать свои песни и исполнять их на публике, хотя большая часть репертуара была из «Led Zeppelin», «Kiss», Alice Cooper, David Bowie и т.д. Где только не приходилось выступать — на вечеринках, в спортзалах, в заплеванных забегаловках… Мы дрались, попадали в полицию, разбивали тачки, тусовались со всякими сомнительными типчиками и все такое прочее. Группа сильно сплотила нас. Несмотря на то, что парни были рок-н-ролльщиками до костей мозга, – одевались в кожу, носили серьги и имели кучу татуировок — все они оставались хорошими людьми, стали фактически моей семьей. С Джо Деспаньи (участник «Rayge») мы практически не расставались. Золотое было время. Вспоминаю и умиляюсь.

В следующей группе, специализировавшейся на перепевках Хендрикса, – «Bold As Love» – Стив задержался на год (1977) и уже в 18 лет стал студентом прославленной музыкальной школы Беркли («Berklee School of Music») в Бостоне. До сих пор он с благодарностью вспоминает своих родителей, которые всегда поддерживали его увлечение музыкой. Как говорят, чтобы наш герой смог закончить обучение в Беркли, его отец продал свой пожизненный страховой полис. «Axis» (1978—1979) со Стью Хаммом (Stu Hamm) на басу. – Первая банда, которую я собрал в «Berklee School of Music». Да, было время! Мы просыпались рано утром — и сразу на репетиционную базу. Расходились глубоко за полночь. В этом составе я написал кучу материала, который потом был издан на «Flex-Able» и др. – Мой второй коллектив, собранный Беркли. Шизовали со страшной силой, жили фактически на репетиционке. Люди подобрались что надо. Нам нравилось играть вместе. Музыка была для нас всем. Когда музицируешь по 24 часа в сутки, очень важна атмосфера. Идеи рождались одна за другой, словно из воздуха. Мы прекрасно провели время и сыграли ряд удачных концертов. Стив Вай подавал большие надежды не только в практике, но и в теории музыки. Еще в школе он взялся за аранжировки нескольких композиций Фрэнка Заппы (Frank Zappa). Копию одной из своих работ он отослал автору. Заппа был в таком восторге от аранжировки трэка «Black Page», что после личного знакомства предложил Стиву работу. Так Стив Вай стал полноправным участником команды Фрэнка Заппы. Он несколько раз сопровождал Заппу в международных турах и записывался на его альбомах. Гитару Вая можно услышать на пластинках «Tinsel Town Rebellion» и «You Are What You Is» (1981), «Ship Arriving Too Late» (1982), «Man From Utopia» (1983), «Them or Us and Thing Fish» (1984). Вай пережил три состава. Об этом периоде ходят легенды. Чего только стоит легендарный запповский афоризм «Shut Up ‘N Play Your Guitar» («Заткнись и играй на гитаре!»). Творчество Фрэнка Заппы оставило неизгладимый след в душе Стива Вая, и когда в середине 80-х он вышел на самостоятельную дорогу, присутствие Заппы заметно ощущалось в его первых сольных попытках. Два первых диска Стив Вай записывает в домашней студии на студийном магнитофоне и, не найдя поддержки со стороны фирм грамзаписи, издает за свой счет. Вышедшие в 1984-м году «Flex-Able» и «Flex-Able Leftovers» демонстрировали страстный темперамент и характерный юмор музыканта. Наступил 1984-й год. Для обкатки материал был собран состав «The Classified». На басу играет приятель по Беркли Стью Хамм. Помимо гитары Вай отвечает еще и за вокал. – Мой первый калифорнийский состав. Я записал «Flex-Able» и хотел играть материал с него живьем. Однако затея влетела мне в звонкую монету и группу пришлось расформировать.

На смену «The Classifield» приходит трио «777», созданное при участии все того же Стью Хамма. – Многое из того, что делали «777», – импровизация чистой воды. Power-трио с Венеры. С этой ритм-секцией записан практически весь «Passion & Warfare». В 1985-м году Стива приглашают в «Alcatrazz» на место разжалованного Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen). В том же 85-м году музыкант дебютировал в кино — в ставшем уже культовом фильме «Перекресток» («Crossroads»). Ему доверили роль гитариста, продавшего душу дьяволу. – Первый концерт «Alcatrazz» никогда не забуду. На разучивание материала мне дали всего один день. Публика еще не знает об увольнении Мальмстина. Большинство пришли именно на него. Выхожу на сцену — и слышу, как зал скандирует его имя. Что тут началось, когда увидели вместо Ингви меня (смеется)! Шуму-то было… Парни в группе мне понравились, хорошие ребята. Мы записали отличную пластинку «Disturbing The Peace». Между тем близкий друг Вая, басист Билли Шихэн (Billy Sheehan), предлагает ему попробовать свои силы в аккомпанирующей группе певца Дэвида Ли Рота, который как раз начинал сольную карьеру после ухода из «Van Halen». В 1986-м году наш герой участвует в записи дебютной пластинки Рота «Eat ‘Em & Smile», которая становится одним из самых значительных хард-рок-альбомов года.

Наконец исполнительский талант Стива Вая, как и его коллеги по команде Билли Шихэна, попадают в центр внимания меломанов и профессионалов. Виднейшие гитарные издания мира называют их имена в списке лучших музыкантов года. – Благодаря этой группе я буквально на следующее утро проснулся звездой. Бережно храню воспоминания о наших гастролях. Мне кажется, что «Eat`Em & Smile» – одна из лучших рок-пластинок своего времени. Несмотря на то, что квартету пророчили большое будущее, Шихэн в нем долго не задержался. Он ушел сразу после издания второго альбома Ли Рота «Skyscraper» в 1988-м году. А Стив Вай на этот раз принимает комплименты уже не только как гитарный виртуоз, но и как сопродюсер альбома, над которым он работал в соавторстве с вокалистом. В том же году Вай дебютирует еще на одном новом для себя поприще — разрабатывает новую линейку гитар — «Jem 777» – для японской компании «Ibanez».

В конце 1988-го года, когда промо-тур в поддержку диска «Skyscraper» подошел к концу, гитарист оказался перед серьезным выбором. С одной стороны, у него накопилось достаточно материала для сольного альбома. С другой стороны, его всячески заманивали в свои ряды металлисты «Whitesnake». Это предложение он, в конце концов, принял. Его первый и последний альбом в составе «Whitesnake» – «Slip of the Tongue». Половина материала для «Slip of the Tongue» было написано тогдашним штатным «вайтснэйковским» гитаристом Адрианом Ванденбергом (Adrian Vandenberg). Потом у Вандерберга начались проблемы со здоровьем, и шеф «Whitesnake» – Дэйвид Ковердейл (David Coverdale) – безо всяких объяснений и отступных принимает решение о его (Ванденберга) увольнении, найдя замену в лице Стива Вая. Да, нехорошая получилась история. Обидели человека. – Что было, то было…

Через год, в 1990-м, гитарист представил новый сольник «Passion & Warfare». Как для инструментального альбома, «Passion & Warfare» имел оглушительный успех, добравшись до «Тор-20» американского поп-чарта и став «золотым» уже в первую неделю продаж. Альбом номинировался на «Grammy» и собрал целую коллекцию премий и громких титулов. Так, журналы «Guitar Player» и «Guitar World» назвали Стива Вая лучшим в 4 категориях каждый. Британский металлический еженедельник «Kerrang!» титуловал его званием «Гитарист года», а британский «Select Magazine» признал гитариста не только лучшим музыкантом вообще, но и самым сексуальным мужчиной. Вскоре Вай закончивает создание еще одного инструмента — именной семиструнки «Universe 7-String», над которой он трудился по контракту с «Ibanez». Хотя поначалу инструмент пользовался очень скромным спросом, его время наступило в середине 90-х с появлением таких групп, «Korn» или «Limp Bizkit», которые начали использовать семиструнки для сверхнизкого звучания. После длительных сомнений и колебаний Стив Вай наконец решился собрать собственную рок-команду в привычном смысле этого слова. Назвал он ее просто — «Vai». Осуществить этот замысел помогли вокалист Девин Таунсенд (Devin Townsend), бас-гитарист Т. М. Стивенс (T.M. Stevens) и барабанщик Терри Боззио (Terry Bozzio). Группа дважды приезжала в Россию, объездила всю Южную Америку и США, открывая «Bon Jovi». Однако активно поработать в студии квартету удалось лишь единожды — над первым и последним совместным альбомом «Sex & Religion», который появился в 1993-м году. Альбом, что называется, «не пошел», и Стив Вай распускает группу, продолжил свои традиционные инструментальные экскурсы. Очередная мини-подборка его новых композиций была опубликована в 1995-м году. ЕР назывался «Alien Love Secrets». За ним последовал еще целый ряд сольных записей: «Fire Garden» (1996), «Flex-Able Leftovers» (1998, переиздание второго альбома, дополненного несколькими трэками), «The Ultra Zone» (1999).

Тогда же, в конце 90-х, снова пересеклись дороги Стива Вая и Джо Сатриани. Они сохранили дружескую симпатию и теперь решили для большего эффекта объединить усилия, ежегодно отправляясь в совместный тур. В их шоу-программах, названных «G3», принимали участие и другие гитаристы, каждый год — кто-то новый. В 1997-м году самый первый тур был задокументирован на живом альбоме «G3: Live in Concert». В 21-й век Стив Вай вступил полным новых замыслов. В 2000-м году появился сборник его лучших гитарных баллад «The 7th Song: Enchanting Guitar Melodies Archive». Секрет названия и принципа отбора очень прост. На всех его альбомах, изданных за 20 лет, седьмым номером всегда шла гитарная баллада. В 2001-м — концертник «Alive in an Ultra World», который считает вершиной своих концептуальных замыслов. Номера, представленные на альбоме, создавались, репетировались и записывались прямо во время мирового турне по 32 странам мира. Каждая песня на альбоме посвящена отдельной стране и навеяна ее музыкальной культурой. За этим релизом последовал ретроспективный бокс-сет «The Secret Jewel Box» на десяти дисках. В 2002-м году музыкант собрал под одной обложкой композиции, написанные в разное время для кино. Набралось целых 40 треков. Коллекция называлась «The Elusive Light and Sound Vol. 1».

Один из самых грандиозных проектов, который музыканту удалось осуществить, – специальное выступление в сопровождении Токийского симфонического оркестра. В программе прозвучал концерт для электрической гитары «Fire Strings», написанный выдающимся японским композитором и концертным пианистом Икиро Нодайра (Ichiro Nodaira). Один из последних полугодовых туров трио был связан с выходом новой студийной работы Стива Вая – диском «Real Illusions: Reflections», который увидел свет в 2005 году. К этому же событию компания «Ibanez» выпустила юбилейные медиаторы, а также трехгрифовую гитару. По словам самого Стива, выход на сцену с трехгрифовой гитарой был «эффектным трюком», который позволил ему не только удивить поклонников, но и не затеряться на фоне такого «монструозного чувака», как Ингви Мальмстин. Но думается, что Стив здесь немного слукавил… … А в свободное от музыки время Стив Вай занимается… пчеловодством. Тоже неплохая статья дохода на случай полного краха на музыкальном поприще. Впрочем, такового явно не предвидится!

По материалам: guitar.ru/musicians; www.stevevai.ru; www.peoples.ru

Категория: Стив Вай | Добавил: progrockman (05.04.2010)
Просмотров: 6206 | Теги: рок-музыка, гитарист, Стив Вай, виртуозы гитары | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Snowy White [1]
Рори Галлахер [1]
Стив Вай [2]
Би Би Кинг (B. B. King) [1]
Эрик Клэптон [1]
Роберт Джонсон [1]
Гари Мур [1]
Джефф Бек (Jeff Beck) [1]
Ингви Мальмстин / Yngwie Malmsteen [1]
Стив Уинвуд (Steve Winwood) [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 170

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2017