Воскресенье, 25.06.2017, 21:12
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Виртуозы гитары » Джефф Бек (Jeff Beck)

Виртуозы гитары: Джефф Бек (Jeff Beck)
Виртуозный гитарист Джефф Бек в своем творчестве оставил за собой яркий, но довольно беспорядочный след, усеянный обломками разбитых гитар и расколотых групп. У него огонек гения раскалялся добела, но лишь время от времени, и под конец его рабочий график опустился на уровень цепочки одиночных альбомов и списка отмененных турне, которые перемежались долгими периодами молчания и бездеятельности. Он остается необычайно одаренным инструменталистом, избравшим для себя карьеру, для которой он не совсем подходит по темпераменту.

Джефф Бек родился 24 июня 1944 года в Валлингтоне, Англия. Его юность пришлась на золотой век рок-н-ролла, который и сыграл решающую роль в судьбе Бека. Как и многие начинающие британские рокеры, к азам будущей профессии он пытался приобщиться в Уимблдонском колледже искусств (Wimbledon Art College) в Лондоне. Но уже через несколько месяцев променял студенческую скамью на практику в "полевых условиях". Первоначальную репутацию в музыкальных кругах Джефф Бек завоевал, играя в бэк-группе певца Лорда Сатча (Lord Sutch).

После чего благополучно прошел прослушивание в рок-группу Yardbirds, которая только что попрощалась с лид-гитаристом Эриком Клэптоном. Спустя год басист Yardbirds Пол Сэмвелл-Смит (Paul Samwell-Smith) выбрал продюсерское поприще, Крис Дрея (Chris Dreja) взялся за бас-гитару, а в команду пришел второй гитарист Джимми Пейдж (Jimmy Page). Этот блестящий состав, к сожалению такой недолговечный, демонстрировал чудеса исполнительской техники, поражая динамизмом и напором, ведь чего стоит один только трек "Over Under Sideways Down". Тандем Бека и Пейджа произвел неизгладимое впечатление и на итальянского режиссера Микеланджело Антониони. Когда Yardbirds исполняли песню "Stroll On" для его фильма 1966 года "Blow-Up", Джеффа попросили разбить гитару. Сцена в фильме заканчивается тем, что обезумевшие фаны растаскивают его инструмент на кусочки.

Восхождение Yardbirds к славе началось практически в тот же момент, как к ним присоединился Бек - хитами по обе стороны Атлантики становились "For Your Love", "Heart Full Of Soul", "Shapes Of Things", "Over Under Sideways Down" и так далее. Манера игры Бека значительно опережала свое время, так как он экспериментировал с фоном, искажением, необычной настройкой и звуками разрушения.

Синдром злоупотребления терпением гитар и усилителей впервые проявился у Пита Тауншенда из The Who, но Бек находил в этой практике почти извращенное удовольствие. В своей непристойной и восхитительно занимательной книге "You Don't Have To Say You Love Me", бывший менеджер Yardbirds Саймон Нэпьер-Белл вспоминал, какова была дорожная жизнь рядом с Беком: 

"Концерт за концертом ковылял он кругами по сцене, заколачивая гриф своей гитары в колонки и топча ногами чувствительные пульты управления. Я оставался пленником своего номера в Чикаго Хилтон, обзванивая всю Америку в поисках усилителей "Маршалл" и заказывая самолеты, чтобы успеть доставить их к следующему вечеру, когда их не преминет уничтожить раздражительный Бекинг."

"Да эти усилители никогда не работали, - презрительно говорит Бек. - Однажды я выбросил этот усилитель из окна. То ли в Фениксе, то ли в Тусконе. Вентиляция сломалась. Стояла невыносимая жара, градусов 140, усилитель захрустел и потом взорвался. Кажется, это был "Вокс", и я швырнул его в окно. Кабель крепился к нему намертво, только поэтому он не упал на голову проходящему мимо человеку. Усилитель болтался прямо у него над головой. Господи, какими же бы были головорезами.

"В тех американских клубах атмосфера была напряженной. Среди публики выделялся определенный сегмент людей, которым хотелось убить всех, кто появлялся на сцене. Девушки кричали и всячески проявляли интерес, но их парни - сплошная деревенщина в клетчатых рубашках, сержанты поганые, с прическами вьетнамских солдат. Астматик Кейт (Рельф) прикладывался к своему ингалятору, встряхивал белокурой шевелюрой под Брайана Джонса и начинал петь "I'm A Man". Мы никогда не знали, доберемся мы живыми до дома или нет.

У Кейта была маниакальная депрессия, ему хотелось убивать всех подряд. Он читал "Guns And Ammo" и разрабатывал идеальное убийство. Да нет, просто он все время вел себя очень цинично во всех отношениях. Но мы и сами были абсолютно невменяемыми. Безнадежно пьяными.

Неудивительно, что с такими рекомендациями Микеланджело Антониони выбрал группу в качестве символа нигилистических ценностей Лондона той эпохи для своего пресловутого фильма "Blow Up", живописующего контр-культуру.

"Антониони, нескладный мерзавец. Они воссоздали клуб "Ricky Tick" в мельчайших подробностях, вплоть до жвачки на креслах. И он говорит мне (изображает итальянский акцент): "Мы хотим, чтобы ты разбил свою гитару". Я отвечаю: "Сейчас, "Лес Пол" 1954 года, и вы хотите, чтобы я его разбил? Идите вы." Он говорит: "Не смеши меня, мы за нее заплатим". Я ответил, что такую гитару нельзя заменить. И тогда они велели "Хофнеру" привезти дерьмовых гитар. И у меня появился целый ящик идиотских гитар по 25 фунтов. Эти гитары все равно разве что на помойку годились, и я приканчивал их по три-четыре штуки разом, пока представитель "Хофнера" стоял рядом и наблюдал. Он решил, что это очень весело".

На басу в Yardbirds к тому времени играл некий Джимми Пейдж, пришедший в группу после Пола Сэмвелл-Смита ("Он захотел стать Филом Спектором"). В результате бас перешел к ритм-гитаристу Крису Дрейя, и на Yardbirds на время вытянули счастливый билет, получив двойную соло-гитару в лице Пейджа и Бека.

"Ничего хорошего не вышло, и продолжалось это не больше трех месяцев. Слишком мало было контроля, к тому же, мне не хотелось делить свое выигрышное место. Я хотел все прибрать к рукам. Я думал, какого черта, я столько работал, что же мне теперь, делиться?"

В октябре 1966, отыграв два концерта американского турне, Бек предоставил Пейджа и Yardbirds своей судьбе и занялся сольной карьерой. (Нэпьер-Белл уверяет, что дело было в том, что усилители подошли к концу.) После цепочки неправдоподобных хитов, состоявшей их "Tallyman", "Love Is Blue" и вездесущей "Hi Ho Silver Lining", созданных под управлением Микки Моста, он организовал собственную команду, Jeff Beck Group с Родом Стюартом и Роном Вудом а бас-гитаре. Их дебютный альбом, "Truth", увидевший свет в августе 1968 года, наметил путь, которым впоследствии пошли многие исполнители тяжелого рока. Бек был убежден, что Джимми Пейдж с излишней вольностью позаимствовал часть его идей, и вспоминает смешанные эмоции, охватившие его после прослушивания дебютного альбома Led Zeppelin, вышедшего через год.

С марта 1967 он выпустил несколько синглов, однако необходимо было, наконец, создать группу, с которой можно было бы воплотить свои музыкальные идеалы. Все началось со случайной встречи в баре с Родом Стюартом. Он видел выступление Рода с лондонской группой Steampacket и предложил ему сформировать совместный проект. Стюарт позвонил и родилась Тhe Jeff Beck Group. 

В ее состав также вошли Ron Wood (басс) и Mickey Waller (ударник). Группа записала два альбома, достигшие лучшей двадцатки американских чартсов: Truth (1968) и Beck-Ola (1969). Та интенсивность, с которой работала первая Jeff Beck Group не могла продолжаться долго, и накануне своего запланированного выступления в Вудстоке группа распалась

Работа второй Jeff Beck Group также была успешна, но Джефф не мог стоять на месте. Он снова взялся за проект, оставленный после серьезной автомобильной аварии, произошедшей годом раньше. Это была работа совместно с Tim Bogert и Carmine Appice, с которыми он выпустил альбом Beck Bogert & Appice, достигший 12-го места в чартсе Billboard, а Бек заработал тогда свою вторую золотую пластинку. Но и на этот раз Джефф ушел из группы, оставив недописанным второй альбом.

В течение приблизительно 18 месяцев Бэк оставался в тени, лишь появившись в 1975 с Blow by Blow. Спродюсированный Джорджем Мартином, переизданный Blow by Blow был более инструментальным jazz альбомом и произвёл впечатление. Beck сотрудничает с Яном Хэммером, бывшим клавишником Mahavishnu Orchestra. В 1976 году сопровождает группу Hammer's band в турне с альбомм Wired. Тур был зарегистрирован как альбом 1977 года, Jeff Beck With the Jan Hammer Group -- Live.

После тура Hammer Group Бек уединился за пределами Лондона и оставался невидимым в течение трех лет. Он возвратился в 1980 с There and Back, созданный под впечительнием от выступлений с Hammer. После тура There and Back Бек удаляется снова, возвращаясь пять лет спустя с записью Nile Rodgers-produced Flash. Поп/рок альбом был записан со многимим вокалистами, Flash featured хит Beck , Stewart-спетые "People Get Ready," и также "Escape", которая получила Грэмми за лучший рок инструментал. В течение 1987 он лидер гитарист во втором сольном альбоме Мика Джегджера, Primitive Cool. Хотя альбом продавался умеренно, но получил много отзывов и сильных обзоров музыкальных журналов, в итоге получив Грэмми . Бэк поддержал альбом с туром, на сей раз с гитаристом Стиви Реем Вогэном. И опять исчезает после завершения тура.

Второй приз Грэмми Бек получил в 89-м году за альбом "Jeff Beck's Guitar Shop With Terry Bozzio and Tony Hymas". На волне этого успеха был дан впечатляющий концерт в Мэдисон Сквер-Гарден для 19 тыс. зрителей. Вот что писала Нью-Йорк Таймс: "Джефф Бек подчинил себе ноты, они звучат божественно, каждая проникает в душу. Кажется, что гитара говорит с вами".

В 1992 году музыкант участвует в записи камбэка Роджера Уотерса (Roger Waters) "Amused to Death". А через год представляет лонг-плей "Crazy Legs", трибьют Джину Винсенту (Gene Vincent) и его лид-гитаристу Клиффу Гэллапу (Cliff Gallup), записанный с группой Big Town Playboys.

Чем более опытным и зрелым музыкантом становился Джефф Бек, тем реже радовал своих поклонников новыми записями. В 90-е годы его страсть к автомобилям достигает маниакальной остроты, он отдает им почти все свободное время. Но это не значит, что его гитара пылится где-то в углу. Как минимум два часа игры - обязательный пункт в его ежедневном расписании.

В 1995 году Джефф Бек сопровождал Карлоса Сантану в его концертном туре и, обрадованный по-прежнему восторженным отношением фанов, обещал им вскоре вернуться с новым материалом. Он планировал поработать в студии с бэк-группой Сантаны, но этим планам не суждено было осуществиться.

Только в 1999 году музыкант подготовил альбом нового материала "Who Else!", на котором впервые поэкспериментировал с электронными звуками и новейшими технологиями звукозаписи.

После на редкость короткой, всего двухгодичной, паузы вышла новая запись "You Had It Coming" (2001), продолжившая опыты с электронным саундом. В рамках промо-кампании, объезжая с живыми шоу Европу и Америку, Джефф Бек дал волю ностальгическим ноткам. Его концертная программа называлась "Jeff Beck: From the Yardbirds to the Future". Исполнять новейшие композиции и старые вещи из репертуара Yardbirds музыканту помогали как юные герои британской сцены White Stripes, так и именитые ветераны рока: бывший басист и вокалист Pink Floyd Роджер Уотерс (Roger Waters), лид-вокалист Bad Company Пол Роджерс (Paul Rogers) и гитарист Mahavishnu Orchestra Джон Маклафлин (John McLaughlin).

Наверстывая годы студийного простоя, уже через два года после "You Had It Coming" гитарист выпустил свежий альбом "Jeff" (август 2003). Как отмечают критики, игра музыканта достигает редкого даже для него эмоционального напряжения, доходящего до неистовства. Неплохим подарком к грядущему 60-летнему юбилею стала еще одна премия Grammy, которой удостоился трек "Plan B" за лучшее исполнение инструментального рока.

Все премии и награды Джеффа Бека - только слабое эхо того чуда, которое происходит каждый раз, когда музыкант берет свою шестиструнную гитару. Если по техническим параметрам (скорость, эффектность и так далее) у него найдется немало достойных конкурентов, то в том, что касается искусства фразировки, он намного опередил лучших из лучших. Кажется, он один знает секрет безошибочной дозировки сумасшедшего веселья, сокрушительной агрессии и невыносимой нежности.

При подготовке статьи использованы материалы: 

www.peoples.ru/art/music/guitars/jeff_beck/index1.html

www.rockisland.ru/fame/beck/int3.html

www.guitarplayer.ru/old/jeffbeck/


Категория: Джефф Бек (Jeff Beck) | Добавил: progrockman (24.08.2010)
Просмотров: 1315 | Комментарии: 2 | Теги: виртуозы гитары, рок музыка, гитарист, Джефф Бек (Jeff Beck), биография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Snowy White [1]
Рори Галлахер [1]
Стив Вай [2]
Би Би Кинг (B. B. King) [1]
Эрик Клэптон [1]
Роберт Джонсон [1]
Гари Мур [1]
Джефф Бек (Jeff Beck) [1]
Ингви Мальмстин / Yngwie Malmsteen [1]
Стив Уинвуд (Steve Winwood) [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2017