Среда, 28.06.2017, 05:45
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Разное о музыке » Эндрю Ллойд Уэббер

Эндрю Ллойд Уэббер: Jesus Christ Superstar

"Иисус Христос Суперзвезда” очень часто и совершенно ошибочно воспринимается обывателями как рок-опера. Это совершенно неправильно,хотя там и звучат элементы рока, но там гораздо чаще звучат элементы многих других стилей музыки. По своей многоплановости это творение уникально и способно удовлетворить любой вкус. Итак, уникальное творение Эндрю Ллойда Уэббера на стихи Тима Райса "Jesus Christ Superstar”, рождением которого можно считать летний день 1969 года. В этот летний день Тим Райс встретился со своим старым другом, который между делом поинтересовался, как поживает его давняя затея с мюзиклом об Иисусе Христе.

И первой реакцией Тима было: "Какой такой мюзикл?”, но потом он припомнил, что как-то говорил об этом. Но его история больше всего привлекала с точки зрения Понтия Пилата и Иуды Искариота. Тим уже довольно долгое время ходил под впечатлением от песни Боба Диллана "With God On Our Side”, а точнее от её предпоследнего куплета:

In a many dark hour
I’ve been thinkin’ about this
That Jesus Christ
Was betrayed by a kiss
But I can’t think for you
You’ll have to decide
Whether Judas Iscariot
Had God on his side.

Был ли бог на стороне Иуды? Тим решил, что старая идея заслуживает внимания и поведал о ней Эндрю, который немедленно заинтересовался и выразил готовность хоть сейчас приступать к работе. Уже появился замысел новой песни, исполняемой от лица Иуды, уже была даже музыка к ней – до этого Тим с Эндрю планировали написать мюзикл о царе Давиде, и знаменитое "Jesus Christ, Jesus Christ…” звучало так: "Sa-mu-el, Sa-mu-el, this is the first book of Sa-mu-el”.

Они решили, что рассказываться будет о последней неделе жизни Христа. Некоторые разногласия возникли относительно сцены воскрешения – Эндрю считал, что ее нужно вставить также, а Тим настаивал, что ее не должно быть. В конце концов остановились на втором варианте.

Дэвид Лэнд, который занимался проектами этих юных дарований, будучи их менеждером и правоверным евреем, когдо услышал от своих протеже замысел нового произведения, пришел в ужас. Однако затем он дал добро.

Первой песней нового мюзикла стала прославленная ария Иуды "Superstar” и первоначально мюзикл предполагалось назвать просто "Иисус Христос”. Тим чувствовал, что в названии явно чего-то не хватает и, когда увидев в газете заголовок "Том Джонс – мировая суперзвезда”, он понял: оно! Чудесным солнечным утром дома у родителей он написал знаменитое:

Jesus Christ, Jesus Christ
Who are you? What have you sacrificed?

Песню послушали друзья, и по их реакции юные авторы поняли – надо записывать. Уже тогда "Иисус” задумывался как театральная постановка и было понятно, что будет что показывать директорам театров. Компания MCA согласилась записать сингл, поставив условием свое непременное участие во всех дальнейших инкарнациях проекта. В этом они не ошиблись! Тим подыскал и певца – с Мюрреем Хедом они были знакомы давно, еще со времен его работы в компании EMI. Мюррей не придавал записи особого значения, и тем не менее именно она сделает его знаменитым. Эндрю сделал возможное и невозможное, раздобыв для записи оркестр из 56 человек и рок-группу, которая называлась простенько, но со вкусом – Joe Cocker’s Grease Band. Правда, сам Джо в записи не участвовал. Бэк-вокал в записи обеспечила группа под названием Trinidad Singers. И хотя менеджеры MCA, увидя счета содрогнулись, запись получилась блестящей. На второй стороне была записана инструменталка "John 19:41” – по названию соответствующей главы из Евангелия от Иоанна, чуть позже эта мeлодия станет темой для пронзительной арии "Гефсимания”. Выпуск сингла состоялся 21 октября 1969 года.

Рецензии были хорошие. Одну даже написал настоятель собора Св. Павла, но вот только их было очень мало. Можно сказать, что христианская общественность сингл проморгала. Зато помощь пришла от популярного телеведущего Дэвида Фроста. Возмущенная публика писала письма шоумену, ругая почему-то его, а не авторов. А потом появился сенсационный заголовок в газете: "Джон Леннон сыграет Христа!” Подсуетившиеся пресс-атташе Леннона заявили, что он заинтересован в идее при условии, что Йоко сыграет Магдалину. У авторов, что называется, глаза лезли на лоб. Также таблоиды сообщали, что спектакль будут ставить в соборе Св. Павла. Тут пришел черед удивляться настоятелю. Впрочем, несчастного успокоили, сказав, что таких планов пока не имеется – особенно учитывая, что из будущего шоу пока была написана только одна песня. Достаточно скоро шумиха вокруг Леннона улеглась, и встал вопрос уже об альбоме. Проектом занялось лондонское отделение компании MCA и Брайан Бролли самолично. Он впоследствии возглавит Really Useful Company. Сингл был отправлен в Штаты, однако в Англии пока никто не выражал желания осуществлять постановку, и посему авторы решили сосредоточиться на альбоме. Раз встал вопрос об альбоме – следовательно, и об исполнителях. Роль Иуды не вызывала вопросов – Мюррей Хед.

На роль Иисуса в конце концов был выбран Ян Гиллан – солист группы "Deep Purple”. Проблемы были с Магдалиной. Исполнительницу нашли совершенно случайно. Как-то Эндрю, совершая очередную вылазку в очередной ресторанчик, увидел на сцене девушку, поющую под гитару. Дождавшись конца песни, он подошел к сцене и заявил: "Я нашел свою Марию”. Ивонн Эллиман, гавайская певица, подрабатывавшая там, решила, что молодой человек с длинными волосами не то пьян, не то просто не в себе. Однако Эндрю все объяснил, привел на следующий день Тима – и Мария Магдалина была найдена. Судьбоносная встреча – как известно, Эллиман сыграет Магдалину и на Бродвее, и в фильме 1973 года.

Синг вышел в Америке и там он произвел гораздо большее впечатление. То ли американцы консервативнее либеральных англичан в вопросах религии, то ли в разнице музыкальных вкусов – однако шум поднялся изрядный. Приходили вести и из Европы: похоже, успех сопутствовал синглу везде, кроме туманного Альбиона. Время для Англии еще не пришло.

Итак, подходило время для большой премьеры альбома в Штатах. В Лондоне премьера была сравнительно небольшим событием – основные усилия были сосредоточены на заокеанской публике. Для начала, был изменен дизайн альбома. Вместо довольно неуклюжей коробки с большим оранжевым кругом и 14 различными изображениями Христа внутри был предложен ставший теперь знаменитым логотип с молящимися ангелами. Далее, было решено провести премьеру не где-нибудь, а в церкви. Сначала общественность была шокирована – включая и руководителей MCA. Однако в итоге признали, что идея толковая, и выбрана была лютеранская церковь Св. Петра на Лексингтон-авеню.

Премьера была назначена на неудобное время – три часа пополудни. Авторы нервничали, Эндрю, как водится, был на грани отчаяния – будучи полностью уверенным, что все провалится. Тим, подходя к церкви, задумчиво протянул: "Да, похоже, это будет шоу”, а увидев горы цветов вокруг, осведомился: "Эй, тут что – похороны или свадьба?”

Народу в церкви было не так чтобы много – около половины возможного количества. Потом прибыли официальные лица MCA, и аудитория приобрела более солидный вид. Органист, разминаясь, наигрывал что-то из Баха. В общем, обстановка была торжественной. Тим, попросив органиста "сбацать что-нибудь из Элвиса”, немного разрядил напряжение. После начала представления народ подтягивался еще минут пятнадцать, и в общей сложности публика набралась. По окончании авторов приветствовали стоя, и можно было наконец заявить, что премьера удалась. К тому же, все основные музыкальные журналы прислали своих представителей, что свидетельствовало о значимости происходящего. Омрачало ситуацию только одно – поскольку все происходило в церкви, было строжайше запрещено употребление спиртного. Разочарованной общественности (и в первую очередь авторам) пришлось удовлетворится скромным столом из сока, кофе и тому подобных напитков.

Авторы были ошеломлены своим успехом – теперь, казалось, весь мир стремился урвать себе кусочек "Суперзвезды”. Музыкальные журналы, деловые журналы, престижные оперные журналы, дамские журналы – пресса обрывала телефон в отеле и у Дэвида Лэнда в Англии. Конечно, нет бочки меда без ложки дегтя – было несколько негативных отзывов, но что они могли значить! Две недели спустя Эндрю и Тим вернулись домой, обласканные Америкой, а еще спустя некоторое время им позвонили из Штатов: "Открывайте шампанское – "Иисус” лидирует сразу в трех чартах!” Также в Америке произошло еще одно важное событие – об "Иисусе” услышал австралийский продюсер Роберт Стигвуд. Приехав покорять Америку буквально без гроша в кармане, теперь он обладал капиталом в $ 10 млн., роскошным особняком и шикарным белым роллс-ройсом, не считая нескольких лимузинов по мелочи. Состояние ему помогли сделать такие его протеже, как Bee Gees и Cream, а также лондонские постановки американских титанов театра Hair и Оh, Calcutta. Теперь он положил глаз на "Иисуса”. Правду сказать, авторы уже приходили к нему со своим проектом, но в то время Стигвуд тактично пожелал им "зайти попозже”. Теперь времена изменились. В то время как остальные пытались завязывать дружеские отношения с компанией, Стигвуд решил поставить на авторов. И не ошибся.

Несмотря на свалившуюся на голову славу, ребята все еще отнюдь не благоденствовали, и частенько им приходилось перебиваться гамбургерами в номере отеля. Умный Стигвуд прислал за ними лимузин, устроил прием у себя дома и совершенно очаровал их. Он часами рассказывал им о том, как мечтает он поставить шоу на Бродвее – и добился-таки своего. Эндрю и Тим повели долгие переговоры с далеким Лэндом. Decca, будучи большой компанией с не одним десятком "клиентов”, не могла понять, зачем ей носиться с этими ребятами, даже если они приносят ей десятки тысяч долларов. Позже они вроде бы опомнились, но момент был упущен. Эндрю, Тим и Лэнд приняли предложение Стигвуда. Теперь Стигвуд, наравне с Лэндом, принимал живейшее участие в дальнейшей судьбе авторов.

Разумеется, немедленно повелись разговоры о бродвейской постановке. Эндрю и Тим к тому времени часто общались с режиссером Фрэнком Корсаро, считая его кандидатуру наилучшей. Однако Стигвуд далегко не был в этом уверен, предпочитая Тома О’Хоргана – того, кто ставил "Волосы”.

В Англии, как водится, альбома практически не заметили, зато по миру он распродавался с бешеной скоростью. Америку же охватил настоящий бум неавторизованных постановок. Сначала авторы решили было позволить церквям ставить отрывки из рок-оперы, но обнаружив, что сан не мешает святым отцам исправно взимать мзду за представления во славу господню, решили забыть о благих намерениях. Стигвуд вступил в настоящую битву с самозванцами.

Для постановки требовалось написать новую песню, и Эндрю со Стигвудом потратили изрядное количество времени, уговаривая нерадивого либреттиста взяться за перо. Муза посетила его после завтрака в номере, когда и была написана удивительно красивая песня "Could We Start Again, Please?” ("Можем ли мы начать сначала?”). Также была расширена партия Пилата (в сцене суда прибавлен куплет), и авторы были готовы.

Корсаро начал работу над постановкой, однако контракт так и не был подписан. Какое-то время спустя он очень неудачно угодил в больницу, повредив ногу, и там же узнал, что контракт подписан с О’Хорганом. Нечего и говорить о его реакции. Надо сказать, огорчен был не только он. Эндрю только что женился и уехал в медовый месяц, пребывая в полной уверенности, что режиссером является Корсаро. По его возвращении Тим и Стигвуд услышали много приятного в свой адрес. Однако сделанного было не воротить. На роль Иуды был выбран Бен Верен, ранее игравший в "Волосах”, а Христа сыграл Тед Нили, впоследствии повторивший эту роль в кино. Оригинальное видение постановки режиссером требовало колоссального количества разнообразной техники, а авторы, наблюдая за результатами, приходили в ужас. Надо ли говорить, что все, что могло не работать, не работало. Особенно плохо дело шло со звуком, и это приводило Эндрю в ярость. Однако на предварительном просмотре никто не беспокоился – в конце концов, времени еще достаточно.

Во время постановки случались и смешные моменты. К примеру, как-то,во время проведения кастинга на роль Магдалины, в качестве одной из претенденток на сцене возник Тим, загримированный под леди. В шутку были посвящены Эндрю и Стигвуд – но не аккомпаниатор. И когда «леди» взяла несколько нот, а господа прослушивающие просто покатились со смеху, возмущенный аккомпаниатор покинул зал со словами, что, мол, некрасиво и недостойно вести себя подобным образом, как бы женщина ни пела.

Наступил день 12 октября 1971 года. В воздухе пахло бедой. Накануне Стигвуд отменил несколько предварительных показов – а это всегда дурной знак. Театр был окружен пикетами, протестующими против показа "Иисуса”. Но, так или иначе, все прошли в зал, критики заняли свои места, и представление состоялось. После него все приглашенные отправились на грандиозную вечеринку, представлявшую собой поистине Содом и Гоморру – в лучших традициях Голливуда. Эндрю и Тим, а также их семьи, были потрясены происходящим больше всех. Что естественно для не привыкших к подобному, еще очень молодых ребят.

Масштабная, местами чересчур кричащая постановка О’Хоргана вызвала противоречивую реакцию. Критики, в отличие от зрителей, приняли спектакль в штыки. Уже в двенадцать дня Тим, поднимая трубку, сообщал «Фан-клуб Клива Барнса слушает!» (Для справки: Клив Барнс – один из влиятельнейших театральных критиков, в пух и прах разнесший постановку). Больше всего авторов разозлили бесконечные обвинения в антисемитизме. Как говорил Тим, эти организации специально выбрали время, когда они могли набрать очки, и набросились на постановку. Однако в целом ребята были довольны. Среди рецензий было и много положительных, и, как-никак, публика приветствовала их овациями! А что касается постановки, то не стоит забывать, что сами авторы не были от нее в восторге. По их мнению, «Иисус» должен быть малобюджетной постановкой и упирать не на декорации, а на идею. Впоследствии их желание будет исполнено.

Несколькими днями позже была назначена запись студийного альбома с составом спектакля. Том Морган, несчастный руководитель проекта, был вне себя. Для начала его изрядно довел Эндрю, непременно хотевший, чтобы запись оркестра и вокала производилась одновременно – вещь в музыкальном мире неслыханная. После ожесточенных дебатов Эндрю неожиданно пошел на попятный и мирно заявил, что он, пожалуй, погорячился. При этом надо учесть, что и оркестр, и певцы ждали. Затем оказалось, что у половину актеров нет домашних телефонов, а кое-у кого – и дома вообще. Финальным аккордом стала полная неосведомленность Ивонн Эллиман о карточке социального страхования (Бог знает, зачем она понадобилась Моргану!). В общем, достали человека.

По Америке поехали колесить концертные туры – на этот раз авторизованные, а 9 августа состоялась премьера «Иисуса» в Лондоне. Опять не обошлось без пикетов на улице и резких отзывов критиков. Однако основные нападки были не на музыку и тексты, а на постановку и актеров – что радовало, но не очень. Роль Иисуса, кстати, исполнялась Полом Николасом. Стигвуд не зря боролся с разнообразным неавторизованным использованием постановки – дело дошло до комиксов об Иисусе и даже до использования текстов и идеи на демонстрациях гомосексуалистов. Тело Христово продавалось, и продавалось хорошо.

В 1973 году подошло время и для экранизации. Стигвуд, как водится, заправлял всем и вся. В качестве режиссера был приглашен Норман Джуисон – только что закончивший снимать «Скрипача на крыше» (если кто не видел, обязательно посмотрите – очень хорошая киноверсия очень хорошего мюзикла). Джуисон заявил, что он собирается тесно сотрудничать с авторами, и что киноверсия будет коренным образом отличаться от постановки. На это рассчитывали и Эндрю с Тимом – им хватило бед с Бродвеем. Велись горячие споры относительно состава. В качестве претендентов на роль Иисуса рассматривались такие «глыбы», как Мик Джаггер и Элис Купер (впоследствии спевший-таки в недавней бродвейской студийке «Иисуса» – но роль Ирода). В итоге роль Иисуса досталась Теду Нили, роль Иуды – Карлу Андерсону (исполнение роли Иуды чернокожим актером вызвало многочисленные громкие протесты), а роль Магдалины – бессменной Ивонн Эллиман. Довольно много актеров пришли из бывшего состава «Волос», и атмосфера царила более чем непринужденная – ребята, что называется, не просыхали, а в гримерках крепко застоялся дым марихуаны. Бедняги авторы – чистенькие английские мальчики – были только что не шокированы. С фильмом тоже все было не так гладко. Джуисон хоть и сказал, что собирается работать с авторами, на деле предпочитал работать с собой любимым. Поэтому, прилетев в Израиль (где и происходили съемки), Эндрю с Тимом обнаружили, что они не очень-то здесь нужны и, потратив в основном все время на осмотр достопримечательностей, вернулись домой. До сих пор они предпочитают не говорить об этой экранизации, хотя по отдельным фразам видно, что она им не больно-то нравится. К тому же, Эндрю не позволили самому сделать оркестровки к фильму – вместо него это сделал именитый Андре Превин. Однако он практически ничего не изменил в оригинальных оркестровках автора, получив при этом номинацию на «Оскар» – к слову, единственную на весь фильм. И где после этого справедливость… Как плюс, однако, - для фильма была написана еще одна песня – "Then We Are Decided” ("Итак, мы решили”) – дуэт Анны и Кайафы, где более проясняется позиция, занятая священниками по отношению к Иисусу – местами их, в общем-то, и пожалеть можно. К сожалению, на более поздних записях эта песня отсутствует.

Итак, «Иисус» был поставлен везде, где только можно (включая, как известно, Россию – и не в одной версии), пущен на колесах, снят – и на какое-то время позабыт. Однако недавно постановку вытащили с полок. «Иисус» вновь шел на Бродвее – существует новая бродвейская студийная запись с новыми, кстати, текстами, где роль Иисуса исполняет Стив Бальзамо, а роль Ирода, как уже говорилось, Элис Купер. Что касается текстов, то Тим, в своей увеличившейся с годами тяге к перфекционизму, исправил кое-где рифмы на более удачные, по его мнению. И совершенно зря, по мнению многочисленных фанатов (к коим присоединяется и автор этой статьи). «Иисус» стал за прошедшие годы своего рода иконой, трогать которую уже не стоит даже авторам. К примеру, знаменитая строчка «But you close your eyes» из арии Христа «Poor Jerusalem» заменена на строчку «But you live a lie», что, возможно, и лучше рифмуется с «You only have to die», но очень уж режет ухо. Кроме того, исчезла потрясающая строчка от Каиафы – «One can I say for him – Jesus is cool».

«Христос» вышел также и в Лондоне – в новой постановке. Для пущего шоку добропорядочной публики очень ярко была вычерчена линия ревности Иуды по отношению к Марии – чтобы усугубить картину, Иуда целовал Христа в губы, причем, судя по описаниям, чуть ли не взасос. Идея, кстати, принадлежала Эндрю.

И совсем уж недавно появилось новое видео «Иисус Христос – Суперзвезда». В отличие от первого фильма, съемки велись полностью в студии, а режиссером стала Гейл Эдвардс – та, что ставила "Whistle Down The Wind”. В целом запись получилась гораздо более жесткой, чем первая экранизация, и очень хорошей – настоятельно рекомендую всем посмотреть. На этот раз авторы сами руководили проектом, и можно быть уверенным, что им это нравится. Полностью изменена идея «Христа – первого в мире хиппи». Беззаботных длинноволосых ребят из предыдущей экранизации сменили крепкие товарищи в рэпперских штанах, и как-то сразу создается впечатление, что жизнь у них потруднее, чем у тех, первых. Из-за того, что съемки проходили в студии, и использовался фактически один павильон, место действия кажется неким городом будущего из антиутопии – впечатление подкрепляется и хаотичными нарядами толпы, и очень жесткой и откровенной сценой базара. Общий момент с предыдущей экранизацией – Иисус (в исполнении Гленна Картера) стоит вне времени, хотя вначале и носит такой же костюм, как и окружающие его апостолы. Синедрион представлен в виде гестапо, и заседают они в настоящем бункере. Очень страшно снята сцена "Could we start again, please?”, когда съемки крупным планом друзей Христа чередуются со съемками его избиения в застенке. Большое внимание в оформлении уделяется граффити. На редкость удачно подобран и состав актеров – как уже говорилось, партию Христа исполнил Гленн Картер, блестяще справившийся с ней, в роли Иуды снялся Джером Прадон, глядя на которого, действительно веришь, что Иуда – лишь жертва, как, в общем-то, и все в этой истории, но никак не виновник. На этот раз Магдалиной стала негритянка – Рене Кастл.

Будем надеяться, что на этом история «Иисуса» не окончена, а пока всем нам остается только ждать, как еще будет видоизменяться этот вечный сюжет.



Источник: http://alexandr.wyinc.ru/2010/04/20/endryu-llojd-uebber-jesus-christ-superstar/
Категория: Эндрю Ллойд Уэббер | Добавил: progrockman (24.08.2010)
Просмотров: 1034 | Теги: мюзикл, Jesus Christ Superstar, История создания, Эндрю Ллойд Уэббер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Из истории музыки [1]
Джаз [2]
Эндрю Ллойд Уэббер [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2017