Суббота, 20.04.2024, 12:01
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Classik rock » Рок археология

Рок археология: Spooky Tooth

"Spooky tooth" образовались в момент выхода английского рокового "подполья" к широкой аудитории и были одним из лучших актов лейбла "Island records", невзирая на то, что им так и не удалось пробиться в верхний эшелон рок-иерархии конца 60-х – начала 70-х годов. Хотя группа была очень популярна среди молодежи, ей хронически нехватало коммерческого успеха. История "призрачного зуба" началась в 1963 году, когда в один из летних дней на северо-востоке Англии, в городке Карлайсл несколько приятелей решили основать музыкальный коллектив. Джимми Хеншоу (Jimmy Henshaw, гитара, клавишные), Уолтер Джонстоун (Walter Johnstone, ударные), Франк Кеньян (Frank Kenyan, ритм-гитара) и гитарист/вокалист Лютер Гросвенор (Luther Grosvenor, род. 23.12.1946 г. в г. Ившем, графство Вустершир), сформировали бит-группу THE V.I.P.S. Джонсон и Кеньян до того выступали в THE TEENAGERS, а Гросвенор был участником THE HELLIONS. В 1964 году при помощи продюсера Кима Фоули (Kim Fowley) THE HELLIONS выпустили сингл "Daydreaming Of You". Два участника этого коллектива, Дэйв Мейсон (Dave Mason) и Джим Капалди (Jim Capaldi) прославятся позже в составе культовой британской группы TRAFFIC.

THE V.I.P.S. все же удалось подписать контракт с RCA, и в ноябре 1964 года вышел их первый сингл, "Don't Keep Shouting At Me//She's No Good". Обычно на дебютник ставят проверенные хиты, но тут фирма решила рискнуть - обе композиции были написаны Хеншоу. Сингл получил хорошие отзывы критиков, но продавался неважно. Зато сегодня коллекционеры готовы выложить кругленькую сумму, чтоб заполучить его.
Вскоре THE V. I. P.S. покидает Хеншоу, а в группу приходят Майк Харрисон (Mike Harrison, пианино, вокал) и Грег Ридли (Greg Ridley, бас-гитара). Майк родился 3 сентября 1945 года в Карлайсле и ранее играл в THE DAKOTAS и THE RAMRODS. Грег (род. 23.10.41 г. в г. Камберленд - умер 19.11.2003 в г. Аликанти, Испания) был коллегой Харрисона по THE DAKOTAS и THE RAMRODS, а в последнее время являлся участником Dino & THE DANUBES.

В 1965-1966 годах группа довольно успешно выступает в различных лондонских клубах, а также имеет постоянный ангажемент в знаменитом "Star Club" в Гамбурге. THE V.I.RS. выпустили еще 3 сингла: "Wintertime// Anyone" (январь 1966 года, CBS Records, на обложке было написано THE VIPPS), "I Wanna Be Free//Don't Let It Go" (октябрь 1966 года, Island Records) и "Straight Down To The Bottom//In A Dream" (февраль 1967 года, Island Records). Так как группа не достигает каких-либо ощутимых успехов, THE V.I.RS. покидают Джонстон и Кеньян. На их место приходят барабанщик Майк Келли (Mike Kellie, род. 24.03.1947 г. в Бирмингеме) и клавишник Кейт Эмерсон (Keith Emerson, род. 2.11.1944 года в г. Тодморден, графство Йорк). Да-да, тот самый Эмерсон, в будущем участник ELP. Он до этого выступал в составе Gary Farr & THE T-BONES и задержался в THE V.I.P.S. всего на 3 месяца, основав после ухода свою группу, THE NICE. Майк Келли был ударником в LOCOMOTIVE (их саксофонист Крис Вуд в 1967 году перейдет в TRAFFIC). LOCOMOTIVE удалось попасть в британский Top-30 со ска-композицией "Rudi's Love".

Эмерсон пробыл в составе всего три месяца и ушел в "Nice" и оставшаяся четверка меняет название на ART. В этом составе они приняли участие в записи альбома "Featuring The Human Host And The Heavy Metal Kids" группы с не менее вычурным названием HAPHASH & THE COLOURED COAT. У ART вышла всего одна сорокапятка - "What's That Sound//Rome Take Away" (август 1967 года), а в декабре появился и альбом "Supernatural Fairy Tales", спродюсированный Гаем Стивенсом (Guy Stevens). К моменту выхода этой пластинки у группы уже было новое название, SPOOKY TOOTH, и появился новый участник, американец Гэри Райт (Gary Wright). Все эти знаковые события произошли в октябре 1967 года.

Райт родился 26 апреля 1943 года в г. Крескилл, штат Нью-Джерси. С 7-летнего возраста он был вовлечен в шоу-бизнес, играя 2 года в популярном бродвейском мюзикле "Fanny". Он также принимал участие в телесериале "Captain Video", вышедшем на экраны в 1950 году. В конце 50-х Гэри увлекся музыкой, выступая в школьные годы как клавишник и вокалист с различными группами. После школы Гэри начал изучать психологию. Свое обучение он заканчивал в университете "Фрай" (Западный Берлин). В 1967 году Райт возвратился в США, где выступал в составе THE NEW YORK TIMES. Этот коллектив разогревал TRAFFIC, который приехал покорять Америку. Во время одного из выступлений на Райта обратил внимание шеф фирмы Island Крис Блэкуэлл, приехавший со своими подопечными из TRAFFIC, который и пригласил Райта в состав ART, которая как раз подписала контракт с Island.

В январе 1968 года SPOOKY TOOTH выпустили сингл "Sunshine Help Me// Weird", а в мае того-же года на прилавки британских музыкальных магазинов лег дебютный альбом группы, "It's All About". Этот альбом включал в себя довольно оригинальную обработку блюза Джона Лаудермилка "Tobacco Road". Ни альбом, ни сингл особой популярностью не пользовался, но группа обратила на себя внимание продвинутых меломанов, а мрачные звуки органа "Хаммонд", психоделическая музыка, интересная вокальная подача (с двумя абсолютно разными голосами) выделяли этот коллектив среди других английских групп, а вокально-органная перекличка между Харрисоном и Райтом стала визитной карточкой группы.

Невзирая на оригинальность композиций SPOOKY TOOTH, круг их поклонников в Еворопе был ограниченным, но в США группе удалость добиться большего коммерческого успеха, и дебютный альбом (он вышел там под другим названием, "Tobacco Road") в августе 1970 года даже попал в чарты (152-я позиция). В марте 1969 года в Британии появляется их второй альбом, "Spooky Two", на котором представлены безупречно отточенные композиции - "Evil Woman", "That Was Only Yesterday", "Feelin' Bad". Особенно выделяется "Better By Your Better Than Me", которая в 1978 году будет записана металлистами из JUDAS PRIEST.

Первые альбомы группы имели как оригинальные творения, так и ремейки знаменитых хитов, а материал, помещенный на зтих пластинках - песни Sunshine Help Me, Evil Woman, Better By You, Tobacco Road - часто использовался членами ансамбля и позже. На лучших своих творениях Spooky мешали жесткие блюзовые тона с плавными гармониями битловского типа в "кремовые" медленные звуки, в которых каждая песня производила сильное впечатление своей тщательной проработкой. В музыке группа часто достигала пределов громкости, ей никогда не изменяло чувство меры. Стиль группы во многом был задан дузтом лидеров - утяжеленным органом Харрисона и нежным звучанием клавикордов Райта и такой же контраст был в вокале, где глухому, едва ли не блюзовому баритону Майка противостоял фальцет Гзри. На первых альбомах члены "Гнилого Зуба" показали себя великолепными и разносторонними инструменталистами, отлично сочетающими блюзовые формы с госпел, кантри и поп-балладными вариациями, а это все было великолепно дополнено мощным и зффектным вокалом. Довольно многие называли их "утяжеленным Traffic" - и зто было неудивительно, учитывая, что в то время у обоих групп был общий продюсер Миллер.

Когда в 1969 году в деятельности группы наметился некоторый кризис и группу покинул Грзг Ридли, ушедший в Humble Pie (место бас-гитариста занимает Энди Лэй (Andy Leigh)), Tooth подключили к записи религиозного концептуального альбома Ceremony пионера французской злектронной музыки Пьера Анри, чьи синтетические вариации явно выламывались из звукового стиля ансамбля (например, в титульной композиции). В январе 1970 года "Ceremony" поступил в продажу. Все композиции на этом диске были написаны Пьером Анри в соавторстве с Райтом, а остальные музыканты группы оказались простыми статистами. Не удивительно, что они дружно окрестили эту работу "полным провалом", и в феврале 1970 года SPOOKY TOOTH распалась, но тем не менее, диск попал в американские чарты и продержался там несколько месяцев.

Райт решил заняться сольной карьерой, а оставшиеся участники Харрисон, Гросвенор и Келли осенью 1970 года вновь собрали SPOOKY TOOTH. На место Лэя и Райта были взяты бывшие участники GREASE BAND Алан Спеннер (Alan Spanner, бас) и Генри Маккулох (Henry McCullough, гитара). В этом составе музыканты записывают альбом "The Last Puff" (июль 1970), на обложке которого значилось: "Spooky Tooth с участием Майка Харрисона". По сути, это был альбом с каверами, ведь члены группы были написаны только две композиции. На диск поместили проверенные временем композиции, среди которых были "Something То Say" Джо Кокера, "Son Of Your Father" Элтона Джона и очень удачную аранжировку битловской "I Am The Walrus". Заглавную композицию, "The Last Puff", написал сопродюсер альбома Крис Стейнтон (вторым продюсером выступил сам Крис Блэкуэлл, шеф Island). На гастроли в поддержку альбома вместо Спеннера и Маккулоха поехали басист Стив Томпсон (Steve Thompson) и клавишник Джон Хоукен (John Hawken, экс-NASHVILLE TEENS). После того, как Томпсон уходит в STONE THE CROWS, а Хоукен в - ILLUSION, SPOOKY TOOTH опять прекращают деятельность.

Харрисон приглашает музыкантов группы из Карлайсла JUNKYARD ANGEL и записывает с их помощью соло-альбом "Mike Harrison" (октябрь 1971 года), а через год выходит его вторая пластинка "Smokestack Lightning". Лютер Гросвенор, накопив сил в Испании и написав там ряд песен, записывает сольный диск "Under Open Skies" (октябрь 1971 года), а потом в течение полугода выступает с STEALERS WHEEL. Потом он заменил Мика Ральфса в составе МОТТ THE HOOPLE. С легкой руки лидера группы Иена Хантера Лютер получает кличку Эриел Бендер (Ariel Bender), и она, по сути, становится его новым именем и фамилией. После карьеры в составе МОТТ THE HOOPLE, Эриел присоединяется к группе WIDOWMAKER. Майк Келли играл с Питером Фрэмптоном в его CAMEL (не путать с одноименным кентерберийским коллективом!), а позже стал востребованным сессионным музыкантом.

А Гэри Райт, который имел желание идти дальше по пути зксперимента, тоже не сидел без дела.  После первого распада SPOOKY TOOTH, в 1970 году, он вместе с продюсером Джимми Миллером поработал над альбомами Стиви Гиббонса (Steve Gibbons) и детройтской группы SKY. Он также поучаствовал в качестве сессионного музыканта на альбоме Джорджа Харрисона "All Things Must Pass". Экс-битл и Райт становятся близкими друзьями и вместе едут в Индию, где живут в одном из ашрамов. "Просветленный" Гэри возвращается в Британию с материалом для своего сольного альбома, но, не имея контракта с фирмой грамзаписи, работает над дисками Ринго Старра, Би Би Кинга и BADFINGER, а также продюсирует альбом Тима Роуза. В сентябре 1970 года фирма "А&М", вдохновленная успехом EMERSON, LAKE & PALMER, надеясь воспользоваться интересом публики к группам, ориентированным на орган, подписывает с Райтом контракт и в 1971 году выходит его сольный альбом "Extraction". В записи этого диска Райту помогли Хью Маккракен (Hugh McCracken), Клаус Вурманн (Klaus Voormann), Алан Уайт (Alan White), Тревор Бертон (Trevor Burton), Мик Абрахаме (Mick Abrahams) и бывший коллега по SPOOKY TOOTH Майк Келли. В апреле того же 1971-го, с целью раскрутки альбома, Райт создал группу WONDERWHEEL. В ее составе были басист Арчи Леггетт (Арчи Леггетт), барабанщик Брисон Грэм (Bryson Graham) и виртуоз-гитарист Джерри Донахью (Jerry Donahue), которого позже заменил Мик Джонс (Mick Jones, в прошлом аранжировщик и член группы французского рок-идола Джонни Холлидея). WONDERWHEEL прожили недолгую жизнь, всего до сентября 1972 года и успели выпустить альбом "Footprint" (январь 1972). Последним аккордом в биографии группы стало шоу в лондонском "Crystal Palace Garden Party", где WONDERWHEEL выступили вместе с YES и MAHAVISHNU ORCHESTRA.

В сентябре 1972 года Райт и Харрисон приступаут к очередной реинкарнации SPOOKY TOOTH. Райт взял музыкантов из WONDERWHEEL Мика Джонса (гитара, вокал) и Брисона Грэма, а Харрисон - бас-гитариста Иена Херберта (Ian Herbert) из JUNKYARD ANGEL. В марте 1973 года Херберта сменил Крис Стюарт (Chris Stewart). В этом составе музыканты записали альбом "You Broke My Heart... So I Busted Your Jaw", вышедший в мае месяце и который поднялся до 83 позиции в американских чартах.

Вскоре в группу возвращается Келли, а басист Кит Эллис (Keith Ellis, экс-VAN DER GRAAF GENERATOR) заменяет Герберта. Выпущенный альбом "Witness" (ноябрь 1973 года) стал последним, который вышел на лэйбле "lsland". В этом составе группа выступает до февраля 1974 года, когда уходит Харрисон. На его место в SPOOKY TOOTH приходит Майк Патто (Mike Patto, экс-TIMEBOX и BOXER) и группа перебирается в Нью-Йорк, ведь в Америке их всегда ценили выше, чем в родной Британии. К этому времени в составе SPOOKY TOOTH оставался только один участник оригинального состава, Райт, на место Келли и Эллиса пришли уже знакомый нам Брисон Грэм и Вел Берк (Val Burke). Заручившись поддержкой знаменитого Эдди Крамера, который в свое время работал с Джимми Хендриксом, Райт и Джонс взялись за продюсирование нового альбома.

Несмотря на то, что пластинка"The Mirror" получилась весьма неплохо, SPOOKY TOOTH распалась, а альбом вышел уже спустя месяц после этого в октябре 1974 года. Эпитафией группе стал сингл "Fantasy Satisfier//The Hoofer", выпущенный в феврале 1975 года.

К этому времени Джонс уже играл с Лесли Уэстом, а позже Мик создаст знаменитую FOREIGNER. Майк Патто был в составе BOXER - в 1979 году он умрет от рака горла. Брисон стал членом группы Элвина Ли. Харрисон записал соло-альбом "Rainbow Rider" (август 1975), Берк работал сессионным музыкантом. Майк Келли выступал с THE ONLY ONES, а Гэри Райт подписал контракт с Warner Brothers, и в июле 1975 года выпустил "The Dream Weaver", ставший платиновым. Заглавная песня, выпущенная на сингле, поднялась до второго места в американском хит-параде. Увы, его последующие работы не смогли повторить успех этой записи.

Имя группы снова всплыло в прессе в ходе знаменитого судебного процесса, когда JUDAS PRIEST, записавших "Better By You, Better Than Me", обвинили в смерти двух подростков, покончивших жизнь самоубийством. Те, якобы, приняли решение свести счеты с жизнью, прослушав эту композицию.

Летом 1997 года SPOOKY TOOTH опять дала о себе знать, ведь Лютер Гросвенор, Майк Харрисон, Майк Келли и Грег Ридли отправились в студию, где записали 3 песни для нового альбома. В мае и сентябре-октябре 1998 года работу продолжили  в немецком Веймаре. Музыкантам SPOOKY TOOTH помогали сессионные инструменталисты Марк Фелтем (Mark Felthem, губная гармошка), Матиас Батцель (Matthias Batzel, клавишные), Ральф Шмитсдорф (Ralf Scmidtsdorf, скрипка), а также несколько бэк-вокалистов. Альбом возрожденных SPOOKY TOOTH "Cross Purpose" вышел в 1999 году и остался совершенно незамеченным.

При подготовке статьи использованы материалы:

www.rockhell.spb.ru/musicians/spookytooth/a1.shtml

www.zvezdi.ru/groups/b3873.htm

pco.iis.nsk.su/simics/enc/texts/spooky.html
 

 
Категория: Рок археология | Добавил: progrockman (07.12.2010)
Просмотров: 2344 | Комментарии: 5 | Теги: биография, история рок музыки, рок музыка, история группы, Spooky Tooth | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Michael  
0
Это фото норвежской группы Titanic, а не SPOOKY TOOTH. Они даже не похожи)))

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Deep Purple [7]
LED ZEPPELIN [1]
Блюз-рок [7]
Рок археология [14]
Uriah Heep [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 183

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2024