Вторник, 27.06.2017, 03:54
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Classik rock » LED ZEPPELIN

LED ZEPPELIN – и «Stairway To Heaven»

 

Среди основателей хард-рока группа LED ZEPPELIN бесспорно занимают первое место. С конца шестидесятых годов прошлого века и до сегодняшнего дня Лед Зеппелин считается одной из наиболее оригинальных и интересных групп мира, их песни стали хрестоматийными. Во Вьетнаме в 1969 году американские солдаты уже шли в атаку под грохочущие звуки песни «Whole Lotta Love». Мощная по тяжести ритм-секция, виртуозный гитарные пассажи Джимми Пейджа и неистовый фальцет Роберта Планта сделали «цеппелинов» одной из самых востребованных групп мировой рок-сцены. Запредельная эмоциональность исполнения облагораживала даже далеко не глубокие тексты. В музыкальном плане LED ZEPPELIN была одной из самых интересных групп тяжелого рока – не вписывающейся в ограниченные рамки ярлыков. Она была настолько многогранной используя, как хард-рок, насколько и джаз-рок, фолк и блюз… Кто привел отличное сравнение двух корифеев харда не помню: «Когда слушаешь DEEP PURPLE возникает ощущение, что идешь по прочному прямому коридору, а когда слушаешь LED ZEPPELIN – ты будто бы петляешь в лабиринте». Полностью согласен с этим утверждением. Появление «Whole Lotta Love» стало ключевым моментом в истории хард-рока и казалось, что именно ей суждено было остаться главной песней группы, но основной свой хит LED ZEPPELIN явили миру спустя два года, находясь уже в ранге суперзвезд.

Итак, весной 1971 года музыканты сняли для репетиций пустующий склад в английском поместье Хедли Грандж. Семь из восьми композиций для альбома » Led Zeppelin IV» уже были готовы, они были записаны в передвижной студии группы The Rolling Stones «Мобайл юнит», а над восьмой, «Лестницей в небо», гитарист и певец все еще продолжали работать. По словам автора музыки Джимми Пейджа, «Лестница в небо» действительно обрела свою известную сегодня всему миру форму именно в Хэдли Грандж: «Я уже несколько месяцев возил за собой кассеты с записью гитары, – вспоминает Пейдж, – и практически написал партии остальных инструментов, как в одно прекрасное утро заявился Роберт Плант и работа над шедевром была закончена. Мы только изменили несколько слов, вот, собственно, и вся работа, которая была проделана над стихами». Р. Плант: «Я просто сидел рядом с Пейджи в Хэдли Грандж напротив огня. Пейджи записывал аккорды и наигрывал их мне. Я держал в руках бумагу и карандаш… и почему-то у меня было отвратительное настроение. Вдруг моя рука сама стала писать слова. «Жила-была леди, и она была уверена, что все, что блестит – золото, и она покупает лестницу на небеса». Я посмотрел на слова и подскочил на месте от радости». Д. Пейдж: «Три четверти слов он написал сходу. Он думал, никуда не уходя. Поразительно, ведь правда!?»

Будущий хит назывался «Stairway to Heaven» – «Лестница в Небо». Название не имеет ничего общего с библейским сном Иакова, где он увидел лестницу, по которой ангелы ходили с неба на землю и обратно. Напротив, песня была полна языческих фольклорных образов. Это и Майская королева, и зовущий в путь человек с дудочкой, и внезапно понятные голоса птиц, ручьев и деревьев. Во всем звучал призыв к духовному совершенствованию, обретению внутреннего зрения, возвращению к природе. Как утверждал сам Плант, образы родились после прочтения книги Л. Спенсера «Искусство магии в кельтской Британии».
К слову, предпоследняя строчка «Стой скалой, не катись под откос» в оригинале содержит каламбур со словом «рок-н-ролл»: «To be a rock and not to roll». Итак, план композиции был готов, пора было переходить к ее студийному воплощению. А оно, надо сказать, было не из легких. Песня состояла из трех частей: балладное гитарное вступление, струнный квартет в средней части и грохочущая экстатическая концовка в лучших традициях хард-рока.

Д. Пейдж: «Я бренчал на акустической гитаре. Придумал несколько секций, которые потом слепил в одно целое. Мне хотелось сделать такую песню с барабанами в средней части с переходом в широкое крещендо. Кроме того, я знал, что будет быстрая часть, которая как бы противопоставлялась музыкальной. …Это была еще одна фишка ZEPPELIN. Пусть вещь начинается в каком-то темпе, не беспокойся, она сама найдет свой собственный темп. …Вот так мы и добились этого великолепного оргазма в конце…
…Я считаю, что в «Stairway…» выкристаллизовалась суть группы. В ней было все, она показывает группу с самой лучшей стороны… как группу, как единое целое. Не говоря уже о соло и обо всем остальном, в ней было все. Мы специально позаботились о том, чтобы она никогда не вышла синглом. Для нас это веха. Каждый музыкант хочет сотворить то, что останется надолго, и мы, по-моему, добились этого со «Stairway…». В итоге в 8-минутной композиции LED ZEPPELIN удалось соединить полярные вещи: нежность и лирику с яростью и экстазом, акустику с электричеством, фолк и хард.

Всего несколько минут, которые потребовались первому покупателю «Led Zeppelin IV», чтобы добежать до телефона и сообщить лучшему другу, что на диске записан шедевр и «Лестница в небо» стала классикой. Публика оценила новый хит по достоинству. Альбом с песней не покидал британский хит-парад 62 недели. И если раньше концерт LED ZEPPELIN завершался ударной «Whole Lotta Love», то теперь она стала лишь прелюдией к финальной «Лестнице».

Д. Пейдж: «Мы играли в Дублине на двадцатитысячном стадионе. В нашу программу уже входили композиции с нового альбома – «Rock’N'Roll», «Black Dog», «Going To California» и «Stairway To Heaven». Последнюю мы решили припасти на окончание концерта. Мы с Джонсом достаточно много репетировали вступление и добились хорошей сыгранности. Так вот, я вступил, Джонси подхватил и вдруг явственно сбился. Я удивился – с ним такого не было никогда. Каково же было мое удивление, когда Роберт забыл вступить и пропустил первую строчку. Черт, да что такое творится? Я взглянул (гневно!) в сторону Планта и увидел, как он опустил микрофон и смотрит в зал. За моей спиной был Бонэм, и краем глаза я увидел, что он привстал за барабанами и тоже напряженно вглядывается вперед. Тут и я обратил свой взор на публику… Потрясающе! Почти весь зал светился самодельными огоньками – зажигалками, газетами, спичками… Я был ошеломлен – такого торжества звука я в своей жизни еще не встречал. Именно в этот момент я осознал, что LED ZEPPELIN создали хит, который обеспечил нам всем Вечность!»

К моменту распада группы песня о Леди и лестнице исполнялась на концертах около 350 раз, и до такой степени осточертела Планту, что тот заявил, что петь ее больше никогда не будет. Даже когда остатки LED ZEPPELIN собрались в 1988 г., чтобы дать единственный концерт на юбилее фирмы «Atlantic», вокалист заартачился.

Д. Пейдж: «Мы репетировали «Stairway…», и все было замечательно. А потом, прямо перед концертом, он позвонил мне вечером и сказал: «Я не буду ее петь». Я спросил его: «Ты о чем? Ты что, не будешь петь «Stairway…»? Но это именно та вещь, которую люди хотят услышать!». Он сказал: «Я не хочу ее петь. Понимаешь, я написал ее, когда был молод, а сейчас я ощущаю все совершенно иначе. Я уже не соотношу себя с этим текстом». …В конце концов, он сказал: «Ну, ладно, я спою ее. Но больше никогда ее петь не буду!». И я подумал: «Боже, к чему весь этот шум? …Если Пол Маккартни не считает зазорным в миллионный раз спеть «Yesterday», почему я должен вставать в позу и делать вид, что «Stairway To Heaven» мне надоела? Вовсе нет, я по-прежнему обожаю эту старую зануду».

Р. Плант: «…наступает неловкая пауза, Джимми тяжело кряхтит, и я уже понимаю, что произойдет. Я выхожу из студии, и едва за мной закрывается дверь, в спину вонзается этот чертов перебор гитары: ту-ду-ду, мать его! Это отличная песня! В свое время она была очень даже уместной, но петь ее еще десять лет – нет, увольте!»

Постоянное исполнение «Лестницы в Небо» «достало» не только Планта. Во многих американских магазинах музыкальных инструментов можно увидеть интересную табличку: «No Stairway to Heaven»…
«Сергей Кастальский – Если вам доведется забрести в какой-нибудь средней руки нью-йоркский магазин музыкальных инструментов, вы, может, даже не обратите внимания на самодельный плакатик, вывешенный обычно на стойке нотных сборников у отдела электрогитар: «No Stairway To Heaven». Вы попросите показать вам какой-нибудь «фендер», и вам дадут на нем поиграть, но, не дай Бог, из-под ваших пальцев вырвется знаменитое вступление-перебор «цеппелиновской» «Лестницы в небо»! Вас просто в ту же секунду выгонят взашей, будь вы хоть арабский шейх, сам Джимми Пейдж или даже «новый русский», инкрустированный платиной и бриллиантами. Если же вам стукнет в голову исполнить фрагмент этого «интро» в специализированном крупном магазине, например, «All Guitar Music Shop», что неподалеку от Рокфеллеровского центра, вас не только оштрафуют на 5-10 долларов, но, как в солидном казино, внесут в список «нежелательных покупателей», и в этом музыкальном центре вам никогда не купить даже медиатор. Четверть века нервы продавцов и консультантов в отделах гитар испытывают самым садистским оружием, которое можно соорудить из шести нейлоновых или стальных струн и десятка корявых пальцев, – ни одна мелодия, ни один рифф, ни одна подходящая для гитарного переложения тема не эксплуатируется так долго и так беспощадно, как это произведение Led Zeppelin. Американские продавцы утверждают, что в среднестатистическом магазине, где есть отдел электрогитар, вступление к «Лестнице в небо» звучит раз пятьдесят в сутки!»

«Stairway To Heaven» — это история рока и будет в его анналах всегда нравится нам это или нет.

Категория: LED ZEPPELIN | Добавил: progrockman (30.03.2010)
Просмотров: 2151 | Комментарии: 1 | Теги: Роберт Плант, «Stairway To Heaven», Джимми Пейдж, LED ZEPPELIN | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Deep Purple [7]
LED ZEPPELIN [1]
Блюз-рок [7]
Рок археология [14]
Uriah Heep [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2017