Пятница, 15.12.2017, 12:06
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Classik rock » Deep Purple

История DEEP PURPLE в биографиях её участников: Джон Лорд

Музыка - это международный язык, выражающий эмоции и чувства людей. Это самый популярный жанр современного искусства, где, мне кажется, места хватит всем.

Лорд Джон Дуглас          

Джон Дуглас Лорд, родился 9 июня 1941 в Лестере, Великобритания. Детство прошло в восхищении перед отцом, саксофонистом местного оркестра, игравшего на городских танцевальных вечеринках, основателя оркестра пожарной бригады в военное время. Музыка вошла в жизнь Джона самым естественным образом и стала ее неотъемлемой частью. С пяти лет он начал осваивать доставшееся еще от деда фортепиано и начал брать уроки музыки. В этом возрасте Джон Лорд пристрастился к творчеству Баха, который оказал огромное влияние на всё последующее творчество музыканта. Также ему нравились сочинения средневековых авторов, основанные на мотивах барокко, и произведения Элгара.

Будучи подростком, Джон Лорд был очарован игрой некоторых джазовых органистов, таких, как Джимми Смит и рок-н-ролльных пианистов, типа Джерри Ли Льюиса. Можно сказать, что симбиоз классики, джаза и рок-н-ролла в конечном итоге и определил общий стиль музыки Джона Лорда.

В возрасте 19 лет, Джон Лорд переехал в Лондон и, мечтая о карьере актёра, поступил в Центральную школу сценической речи и драмы. Одновременно он начал свои выступления, играя джаз и ритм-энд-блюз в основном в пабах, в составе различных групп, с постоянно меняющимся составом. 

И тут грянула эпоха рок-н-ролла, которая круто изменила уже намечавшуюся карьеру классического музыканта. Джерри Ли Льюис, по признанию самого Лорда, сыграл в этом решающую роль (не удивительно - тот же старина Джерри был кумиром будущего коллеги, Ричи Блэкмора). Затем была лондонская "Central School Of Speech And Drama" и тогда же Лорд начал работать с группой "The Bill Ashton Combo". Этот период дал два важных результата - Джон овладел театральными приемами и сценической речью, которые каждый может оценить, слушая его интервью, а также пропитался джазовой культурой, которая потом так обогатила концертные выступления Deep Purple (в особенности, импровизации). 

Позднее судьба свела Лорда с рок-энд-блюзовой командой "The Artwoods", интенсивно гастролировавшей в лондонских клубах. Выход "в свет" позволил Лорду познакомиться со многими тогдашними и будущими звездами, вроде Ронни Вуда. Artwoods ориентировались на такую музыку, где орган был бы блюзовой ритмичной сердцевиной, приблизительно как у Spencer David’s Group и Animals. Группа достигла незначительного успеха, выпустив несколько синглов и EP. Один из которых «I Take What I Want» 28 мая 1966 года достиг 28 позиции, однако, коммерческого успеха не было. В последний момент Лорд уговорил группу переименоваться в St Valentine’s Day Massacre и сменить имидж на «гангстерский», но на этот ход отреагировали только  в Дании. «Я пытался раздвинуть границы музыки Artwoods как только мог, — вспоминал Лорд. — Включал в свои соло фрагменты Баха и Чайковского. Боюсь, это их только напугало». В те времена Джон  брался за любую работу. Так подвернулась команда под названием "The Flowerpot Men", в которой бассистом служил Ник Симпер - один из создателей Deep Purple.

Джон, человек покладистый и гостеприимный, охотно давал приют в своей квартире самым разным музыкантам (в одном из интервью Лемми Килмистер (Motorhead) вспоминал, что однажды и ему довелось ночевать у Лорда, причем сам Джон был на гастролях). В один прекрасный день в этой квартире обосновался Крис Кертис, человек одержимый проектами столь же разнообразными сколь и призрачными. Однако именно он рассказал Лорду о восходящей звезде гамбургских клубов гитаристе Ричи Блэкморе, а также свел обоих с будущими благодетелями и тиранами - продюсерами Тони Эдвардсом и Джоном Колеттой. Собственно на этом его роль и закончилась. 

После ряда организационных неурядиц стартовал новый проект, получивший вскоре название Deep Purple.  Первые годы существования Deep Purple прошли, можно сказать, под диктовку Джона Лорда, с его тяготением к классической музыке, при постоянном соперничестве с Ричи Блэкмором, который был вдохновлён успехом Led Zeppelin и сам стремился играть более тяжёлую музыку. Будучи самым старшим, Джон Лорд на протяжении первых двух лет существования группы оставался ее творческим рулевым. Вначале он занимался буквально всем: играл на клавишных, писал музыку, стихи и даже пел. Времени на запись первого альбома было мало, а выпускать его надо было срочно, поэтому натащили в него все, что было под рукой. Больше всего готовых идей было у Лорда, его влияние воспринималось, как доминирующее. Именно поэтому менеджмент группы достаточно долгое время считал, что общаться с "творческим коллективом" можно через одного человека. Рассудительный, с хорошими манерами Джон Лорд казался самым подходящим для этой роли. Урегулирование многих спорных вопросов легло на него. Не удивительно, что когда пришло время отказываться от услуг Рода Эванса и Ника Симпера, уже не отвечавших музыкальным амбициям остальных музыкантов, именно Лорд пригласил в группу сначала Иэна Гиллана, а затем и Роджера Гловера.

Так появился на свет легендарный Второй состав, который начал работать над альбомом "Deep Purple In Rock". В этот период группа, наконец, нашла свой "фирменный" стиль: мелодический сплав гитары и органа, увлекаемых вперед ритмической секцией, и агрессивный вокал. С этого момента группа обеспечила себе билет в музыкальное бессмертие, но Джон Лорд утратил позиции лидера в команде, взлеты и падения которой стали целиком зависеть от дуэта Гиллан-Блэкмор. Тем не менее, Лорду группа была обязана в начале восхождения к вершинам славы самой громкой своей PR-акцией: Concerto, исполненным совместно Deep Purple и Лондонским филармоническим оркестром. Шума вокруг этого события было много, но, кажется, истинное его значение стало очевидным недавно - 30 лет спустя. А тогда, в 1969 г., написанные всего за три месяца партитуры для группы и оркестра были высоко оценены дирижером Малькольмом Арнольдом, но вызвали оскомину у Блэкмора и Гиллана. Немногие знают, что после первых исполнений Concerto Джон Лорд едва не стал причиной прeждевременной кончины Второго состава. В группе начали подозревать, что Лорд лелеет тайные амбиции и использует работу в группе для раскрутки личной карьеры. Менедженту пришлось провести переговоры за круглым столом, в результате которых было принято решение поддержать коллективно новый классический проект Джона ("Gemini Suite", 1970), однако в дальнейшем подобное участие могло быть исключительно добровольным.

После этого, по собственному признанию Джона Лорда, Ричи Блэкмор одержал победу, и группа начала двигаться в направлении хард-рока. Однако, Джон Лорд и здесь нашёл себя, как талантливый композитор и импровизатор, умело сочетая свою музыку, основанную на классических мотивах с пассажами, зачастую тоже не менее классическими, Ричи Блэкмора. При этом какой-либо конкуренции между музыкантами, подобно той, что наблюдалась у Ричи Блэкмора с Иеном Гилланом, не было: каждый работал в своей нише, тем более, что Лорд никогда не претендовал на лидерство, предпочитая оставаться в тени.

В этот период группа, наконец, обрела музыкальную устойчивость, и мы получили блестящие архетипы "пурпурного" стиля, дававшего простор импровизационным талантам Блэкмора и Лорда. И хотя гитара стала явно лидирующим инструментом, эпоха Второго состава ознаменовалась роскошными соло Джона в таких вещах как "Hard Lovin' Man", "Highway Star", "Pictures Of Home", "Rat Bat Blue" и др. Тогда же Лорд начал экспериментировать с синтезаторами, не удовольствовавшись фирменным звуком органа. Он играл исключительно стоя, выработав особую технику пользования органными педалями и периодически раскачивал "Hammond", заставляя динамики "Leslie" издавать громовые раскаты (кстати, тот самый классический "Hammond С 3", приобретенный еще в 1968 г. жив до сих пор, хотя, конечно, уже давно не используется на концертах). Мелодическая концепция Deep Purple не предполагала использования фортепиано, однако Лорд, по его признанию, продолжал ежедневно заниматься на классических клавишных, "чтобы пальцы не становились ленивыми". Использовать рояль на записях ему удавалось лишь в работе над сольными альбомами ("Sarabande" 1975, "Before I Forget" 1982, "Pictured Within" 1998). 

Начиная с 1971 года, Лорд занимался сольными проектами и проектами с другими музыкантами. В целом, можно сказать, что они не имеют никакого отношения к хард-року, хотя и не являются целиком классическими произведениями. За это время он записал альбомы с такими музыкантами, как Тони Эштон, Ивонна Эллиман, Альберт Ли, Кармин Эппис, с участием таких знаменитостей, как композитор и дирижёр Эбергард Щёнер. Нередко в записях принимали участие его коллеги по Deep Purple Иен Пэйс и Роджер Гловер. Стиль альбомов достаточно различен: от классических фортепианных сюит до достаточно тяжёлых, ритмичных песен. Объединяет их одно: запоминающаяся игра Джона Лорда. Идея своеобразного слияния/соревнования рок-группы и классического оркестра не оставляла Лорда, и опыт Concerto был отчасти повторен с Мюнхенским камерным оркестром в 1974 г. ("Windows"). Еще в период работы над "Gemini Suit", Джон оценил мастерство и отсутствие снобизма немецких музыкантов. Музыка была написана в сотворчестве с дирижером и композитором Эберхардом Шонером, а концерт, в котором приняли участие музыканты Третьего состава Deep Purple, стал заметным событием.

Лорд очень дорожил работой в Deep Purple и ради сохранения группы он, кажется, готов был идти на любые компромиссы. Вряд ли случайно, что после распада Второго состава в июне 1973 г., Роджер Гловер признавал, что был обижен не столько на Блэкмора (главного инициатора его отставки), сколько на Лорда, поведение которого казалось Роджеру предательством. В 1975 г. после ухода Блэкмора Лорд был сторонником продолжения "пурпурного проекта" и восторженно отзывался о способностях и стиле Томми Болина, однако уже год спустя, после катастрофического концерта в Ливерпуле в марте 1976 г., Лорд был вынужден с горечью признать, что дальше издеваться над Deep Purple было не возможно. 

Следующий год прошел в работе в составе группы "Paice, Ashton and Lord". К этому моменту Джон особенно сблизился с Иэном Пэйсом (эта тесная дружба продолжается до сих пор, они женаты на сестрах-близнецах и, так сказать, дружат домами). С 1978 г. по 1984 г. Лорд работал в "Whitesnake" Дэвида Кавердэйла (одно время вместе с Пэйсом). С точки зрения творческой эта работа, кажется, ничего особенного Джону не принесла. Он почти не участвовал в написании музыки, ограничиваясь сочинением сольных партий. Деятельность Лорда в Whitesnake ограничивалась созданием общего фона (или гало, по словам Лорда, оттеняющего двух гитаристов Бенни Марсдена и Мики Муди. Впрочем, наряду с общим фоном, мы можем слышать и недолгие, но запоминающиеся кусочки клавишных соло Лорда. Музыкант добавил к своим клавишным инструментам электропиано Yamaha, и наконец на сцене также использовал синтезаторы Муга, что позволяло ему играть 12-ти тактовые блюзы, что часто было востребовано, и наполнять музыку струнными инструментами и прочими эффектами. Зато в этот период он записал свой замечательный альбом "Before I Forget" (1982), а также сотрудничал на записях многих известных музыкантов, среди которых - Maggie Bell, Bernie Marsden, Graham Bonnet, George Harrison, Cozy Powell, David Gilmour и другие. "Before I Forget", о котором Джон отзывался довольно снисходительно, на самом деле был для него важной работой, где он продемонстрировал, как обработки классических произведений (более того, в одном из треков Лорд обработал незаконченную сюиту Баха), так и энергичный мэйнстрим, и даже английские классические фортепианные баллады, исполненные матерью и дочерью Вики Браун и Сэм Браун . По сей день в его сольных концертных партиях звучат отрывки из записанных тогда композиций, а сотрудничество с вокалисткой Сэм Браун (впоследствии бэк-вокал Pink Floyd и ряд сольных работ) продолжается до сих пор. 

Колеблясь и переживая в 1984 г. Лорд согласился на воссоединение Deep Purple, видимо оставаться в "Whitesnake" казалось ему еще менее перспективным. И этот риск оказался полностью оправданным - захватывающее ощущение совместного творчества легендарного состава вернулось как по волшебству. Однако вскоре отношения Гиллана и Блэкмора вновь приняли предельно конфликтный характер. Как ни пытался Джон при активном участии Роджера Гловера удержать команду от нового разрыва, это не удалось. На смену Гиллану пришел Джо Линн Тернер, однако на этот раз не выдержал уже Лорд. Тернер настолько не соответствовал представлениям Джона о вокальной стилистике необходимой Deep Purple, что, заручившись поддержкой Гловера и Пэйса, фактически поставил Блэкмору ультиматум. Гиллан вернулся. Но конфликты не прекратились. Блэкмор все более отдалялся от остальных музыкантов. Во время турне он не только не желал жить с ними в одних отелях, но даже отказывался летать одним рейсом. Взаимопонимание на сцене почти полностью прекратилось. Комментируя знаменитый концерт 1993 г. в Бирмингеме, Великобритания Лорд уже не скрывал своего отношения к поведению Ричи. Уход Блэкмора оказал неожиданно благотворное воздействие на группу, и едва ли не в первую очередь на Джона Лорда. Концерты с Джо Сатриани, а затем приход Стива Морса вернули ему интерес к работе и импровизациям. Те кто, видели на концертах знаменитые "дуэли" органа и гитары в исполнении Лорда и Морса никогда их не забудут. 

В 1995 - 96 гг. Джон Лорд пережил тяжелое потрясение - утрату обоих родителей, близкие отношения с которыми они сохранял все эти годы. В это время он сильно изменился внешне - перестал подкрашивать волосы и превратился в солидного седовласого джентльмена. Многим бросалось в глаза его сходство с Шоном Коннери, который с возрастом тоже обрел черты необыкновенного благородства. Несмотря на интенсивную концертную деятельность (Deep Purple, кажется, никогда так много не выступали как в эти годы), Лорд находил время для уединения в Испании, Великобритании или Швейцарии. Итогом этих периодов творческого затворничества стал сольный альбом "Pictured Within", который Джон посвятил памяти своих родителей. Это необыкновенно тонкая, проникнутая лиризмом, очень личная работа, в которой Джон, кажется, окончательно завершил оттачивание своего индивидуального композиционного мастерства - сдержанного и глубокого. В записи "Pictured Within" принимали участие Миллер Андерсон и Сэм Браун.

Они же были приглашены Лордом, когда было решено отметить 30-летие Concerto в 1999 г. Готовясь к этому событию, Джон решил переработать некоторые аранжировки. Работа представлялась более чем сложной, поскольку партитура Concerto была полностью утрачена. Однако здесь произошло настоящее чудо: оказалось, что молодой датский композитор Marco de Goeij провел колоссальную работу и на слух (а также используя видеозапись концерта) восстановил нотную запись, которую и подарил своему кумиру Лорду. Новое прочтение Concerto, ставшее, как и сам автор, более строгим, мудрым и гармоничным, было посвящено Сэру Малькольму Арнольду, который за три десятилетия до того благословил двадцатидевятилетнего Лорда на этот отважный проект.

Тридцать лет спустя и музыканты Лондонского симфонического оркестра, и музыканты Deep Purple, воспринимали совместное выступление совсем иначе. Не было косых взглядов и недоумения. На репетициях царило творческое оживление и взаимные симпатии. Роджер Гловер, правда, рассказывал, что одна довольно пожилая скрипачка перед первой репетицией обратилась к нему со строгим предупреждением: "постарайтесь не оглушить меня". "Конечно, мэм", - ответил ей Гловер. После репетиции она снова нашла Роджера. "Я ожидал грозы - рассказывал Роджер, однако она подошла ко мне и с озорной улыбкой показала большой палец со словами "это просто здорово, очень здорово", и с гордо удалилась, довольная собой". 

Джон Лорд отыграл свой последний концерт с Deep Purple 19 сентября 2002 года, в Ипсвиче, после чего покинул группу, для того, чтобы посвятить себя сольной работе. 

Джон Лорд занимается сольной работой и выступлениями. В основном, он занимается написанием классической музыки, так две его композиции в исполнении симфонического оркестра Оденсе, вошли в летний сборник классики 2007 года, выпущенный EMI. Также Лорд занят в проекте The Hoochie Coochie Men, который был организован Джоном Лордом и бас-гитаристом Бобом Дейсли (экс-Chicken Shack, Rainbow, группа Оззи Осборна и Uriah Heep) и который до самого последнего времени легкомысленно именовался не иначе как проект, по довольно понятным причинам: дебютом коллектива оказался двойной концертник Live At The Basement (2004), записанный в феврале 2003 г. на краю света – в сиднейском клубе The Basement, да еще с минимальным процентным содержанием авторского материала – всего-то три пьесы. Перспективы The Hoochie Coochie Men были достаточно туманны – во всяком случае, сами музыканты предпочитали о них не распространяться. И, как обычно и бывает в таких случаях, студийное продолжение оказалось просто великолепно. Первым альбомом легендарного клавишника Джона Лорда (Jon Lord), после его ухода из Deep Purple, стал "Live At Basement”, запись с концерта состоявшегося 7 февраля 2003 года в Сиднее. И это несмотря на заверения Лорда о том, что он устал от гастрольной деятельности и хочет заняться классической музыкой, но он не смог удержаться от своей давней привязанности — ритм-энд-блюза. Потом последовало продолжение - это второй студийник австралийских блюз-рокеров под наванием "Danger: White Men Dancing". Выдвинутый чуть ли не на главное место хэммонд Лорда моментально напоминнил нам о старых добрых временах расцвета Deep Purple. Кстати, Лордом участие бывших "темно-пурпурных" не ограничилось: на двух треках вокалистом выступил никто иной, как Ian Gillan.  

Последнее творение Jon Lordа - «To Notice Such Things», вышло в этом 2010 году. Это инструментальная сюита для соло-флейты, фортепиано и струнных, в шести частях. Посвящается памяти друга Джона Лорда - Джона Мортимера. 

Основатель и клавишник группы Deep Purple Джон Лорд умер в возрасте 71 года 16 июля 2012 года. Джон Лорд умер в одной из больниц Лондона в окружении своих родственников. Причиной смерти музыканта стал рак поджелудочной железы, от которого Лорд лечился с августа 2011 года.

По материалам: 

ru.noomus.com; rblackmore.ru; biografguru.ru; peoples.ru/art/music/rock/john_lord/;  deep-purple.ru/artists/lord/anniv60.html; muslib.ru/

 

Категория: Deep Purple | Добавил: progrockman (08.06.2010)
Просмотров: 1315 | Комментарии: 1 | Теги: биография, история, Deep purple, рок-музыка, Джон Лорд | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Приятная ностальгия. можно сказать с Deep Purple, началась моя меломанская жизнь. Мне статья понравилась. Спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Deep Purple [7]
LED ZEPPELIN [1]
Блюз-рок [7]
Рок археология [14]
Uriah Heep [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 170

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2017