Среда, 26.04.2017, 15:44
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Classik prog-rock » Звезды прог-рока

Classik prog-rock: Джефф Линн (Jeff Lynne) и его ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA

Легенда Британской рок-музыки, группа Electric Light Orchestra была сформирована в 1970 году в Бирмингеме. Этот коллектив приобрел невероятную популярность благодаря своему неподражаемому оригинальному стилю: Electric Light Orchestra постоянно экспериментировали со звуком, перебирая в своем творчестве самые разные музыкальные направления, от поп-рока до симфо-рока. Такие многогранные музыкальные эксперименты выгодно подчеркнули индивидуальность коллектива и помогли завоевать сердца поклонников по всему миру. А бессменный лидер группы Джефф Линн зарекомендовал себя как талантливейший музыкант, автор и исполнитель, и для многих почитателей Electric Light Orchestra ассоциируется именно с его творчеством.

Джефф Линн (Jeff Lynne) и Electric Light Orchestra, можно сказать"родились" одновременно - в 1970 году. Джефф Линн - как композитор, аранжировщик, гитарист и певец, который манерой исполнения и обертонами иногда напоминает Джона Леннона. А Electric Light Orchestra - как будущая суперпопулярная группа, которая на стыке 70 - 80-х годов выпускала один за другим платиновые и мультиплатиновые альбомы, записывала хит-синглы и собирала стадионы. После успешного 16-летнего марш-броска во главе ELO Джефф Линн начал не менее счастливую продюсерскую карьеру. Для многих легендарных артистов и ветеранов рока встреча с Линном-продюсером была подарком судьбы: он вдыхал в их музыку новую жизнь, восстанавливал их некогда гремевшую славу, возвращая их в строй. 

Естественно все началось не в 1970-м году, а гораздо ранее. Джеффри Линн (Jeffrey Lynne) появился на свет в английском городе Бирмингеме 30 сентября 1947 года. Жить в Великобритании начала 1960-х и не заболеть рок-н-роллом было, наверное, невозможно. Перевернуло его жизнь одно из самых сильных детских впечатлений - концерт знаменитого в то время Дела Шеннона (Del Shannon). Когда Джеффу исполнилось 15 лет, отец подарил ему пластиковую гитару - это было примитивнейшее устройство стоимостью всего два фунта, на которой Джефф упражнялся каждую свободную минуту, подражая Beatles и сладкоголосому Рою Орбисону (Roy Orbison).

По окончании школы Джеффу пришлось подрабатывать где придется, но он нигде на одном месте не задерживался более нескольких недель. Каждые полгода менялись и музыкальные коллективы, в которых он играл, пока наконец в 1966 году он не прошел прослушивание в бирмингемскую группу "The Nightriders". 19-летнего Джеффа Линна приняли в команду как техничного гитариста, неплохого вокалиста и аранжировщика. 

"The Nightriders" вскоре превращаются в "Idle Race", и Линна повышают в звании - теперь он становится фронтменом. Он пишет и аранжирует почти весь репертуар группы. В 1968 году "Idle Race" записывают альбом "The Birthday Party", а через год выходит вторая пластинка "Idle Race", которую спродюсировал Линн. 

В 1970 году Джефф Линн меняет "Idle Race" на тогда уже довольно популярную команду "The Move", под руководством его давнего друга Роя Вуда (Roy Wood). Вуд имел на счет Линна особые планы, ведь он уже несколько лет носился с идеей нового проекта, который соединил бы бы электрический рок-н-ролл и классические оркестровки. Этот пробный проект и вырос со временем в группу "Electric Light Orchestra". Название, которое точно отражало намерения создателей, они одолжили у ансамбля Light Orchestra, который звучал в программе "Light Program" на канале BBC. Рой Вуд давно мечтал о коллективе как минимум из 10 музыкантов, аккомпанирующих ему на французском рожке, скрипках, виолончелях, духовых инструментах. Целых два года ушло на то, чтобы перекинуть мостик от этой амбициозной мечты к гораздо более прозаичной реальности. 

Дебютный альбом ELO "Electric Light Orchestra" выходит в декабре 1971 года. Он записывался при участии басиста Рика Прайса (Rick Price), барабанщика Бива Бивэна (Bev Bevan) и нескольких приглашенных сессионных музыкантов. Пока проект ELO существовал на правах эксперимента, Вуд и Линн продолжали руководить "The Move", с которыми они регулярно выступали и записывались, дабы обеспечить финансовую поддержку своей довольно экстравагантной идеи. "The Move" подготовили еще два альбома, "Looking on" (1970) и "Message From the Country" (1971), прежде чем объявили о роспуске коллектива. 

В июне 1972 года "Electric Light Orchestra" представили новый сингл "10538 Overture", попавший в первую десятку британских хитов. Рой Вуд не смог долго довольствоваться положением второго лидера команды и вскоре ушел, чтобы создать новый коллектив "Wizzard". Линн остался в одиночестве, но смог прекрасно справиться со своими обязанностями, к которым прибавились теперь и обязанности композитора

Композиция "Do Ya", которая была сочинена и исполнена Джеффом Линном, стала первым американским хитом ELO в 1973 году. Ее появление совпало с первым концертным туром группы по Соединенным Штатам, который стартовал в июне 1973 года и прохошел под восторженный аккомпанемент прессы и неубывающий энтузиазм меломанов. "Electric Light Orchestra" представили на суд публики концертный вариант первых двух альбомов: "Electric Light Orchestra" (1971), изданного в США под названием "No Answer", и "Electric Light Orchestra II" (1973). За 76 дней группа отыграла на "ура" 68 концертов. 

Горячий прием американской публики убедил коллектив регулярно приезжать в США со все более продолжительными турами, а тем более что и качество записей ELO несомненно росло от релиза к релизу. Альбом 1974 года "Eldorado", стал украшением дискографии Electric Light Orchestra и поворотной точкой в карьере группы. Линн наконец-то смог найти тот саунд, к которому стремился со дня основания ELO. Если ранее он обходился силами участников ELO и небольшой струнной секции, то теперь замахнулся на целый оркестр, не очень большой, в нем было всего 40 оркестрантов, но он смог придать саунду неожиданный размах. Звучание "Eldorado", как поспешно отметили критики, очень напоминало альбом "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band". Он не смог произвести такого же грандиозного впечатления, но мог похвастаться таким богатством мелодий и впитал столько музыкальных традиций, причем вписанных в контекст рока, что просто напрашивался на сравнение с классикой Beatles. При этом соединение всех элементов - симфонического оркестра, рок-группы и хора - прошло настолько грамотно и со вкусом, что от такого соседства не пострадала ни одна из сторон. На этом амбициозном, наполненном духом романтики альбоме был представлен лучший на тот момент сингл Линна "Can't Get It out of My Head". 

В этом же духе создавались и другие успешные альбомы ELO середины 70-х: "Face the Music" (1975), "A New World Record" (1976), "Out of the Blue" (1977). Для пластинки "Face the Music" Линн написал великолепную песню "Evil Woman", которая стала первым международным хитом ELO. А альбом "A New World Record" совершил настоящий коммерческий прорыв, ворвавшись в Тор 5 США и проведя в чартах почти год. 

В 1977 году ежегодные гастроли ELO по США достигли своей кульминации: группа ещё никогда не вызывала такой бури страстей, как во время легендарного тура "Out of the Blue". Лично для Линна во всей этой гигантомании было очень мало привлекательного. "Я гораздо больше люблю записывать музыку, чем выступать живьем, - говорил музыкант. - А если уж играть, то в маленьких клубах, где могу все держать под контролем. Когда доходит до больших стадионов, собирающих по 20 тысяч человек, до этих тонн аппаратуры, до сотен задействованных людей, из-за чего каждый вечер получается другой звук, - редко когда мне это нравится".

В 1979 году Electric Light Orchestra записали зажигательный альбом "Discovery", ставший самым успешным международным релизом в их карьере. Он возглавил поп-чарт Великобритании, в США замыкал первую пятерку хитов и разошелся миллионным тиражом. А в 1980-м у Джеффа Линна появился шанс проявить свои творческие амбиции в новой для себя сфере - ему было предложено написать саундтрек к фильму "Xanadu". Сам фильм, в которой снималась звезда 70-х Оливия Ньютон-Джон (Olivia Newton-John), потерпел провал, но саундтреку повезло значительно больше. У него был огромный коммерческий успех, а главная музыкальная тема с вокалом самой актрисы стала единственный британским хитом номер один за всю карьеру группы.

  Electric Light Orchestra благополучно пережила 70-е и вступила в 80-е годы, которые оказались не самым лучшим периодом в ее творческой жизни. Джеффа Линна начали стеснять рамки Electric Light Orchestra, хотя группа всегда оставалась его заботой номер один. Еще в середине 70-х он впервые попытался создать в студии свой сольный материал и продюсировать других артистов. Впервые образцом самостоятельного творения музыканта стали две песни для саундтрека "All This аnd World War Two" (1976) и не совсем удачный сольный сингл "Doin' That Crazy Thing" (1977). А за продюсерские обязанности Джефф первый раз взялся в 1974 году, рискнув начать сотрудничество с идолом своей юности Делом Шенноном.

В 80-е снизившаяся активность ELO стала мотивацией для работы "на стороне", ведь за последние шесть лет существования дискография ELO пополнилась всего тремя новыми пластинками: "Time" (1981), "Secret Messages" (1983) и "Balance of Power" (1986). При этом к уже имеющимся достижениям коллектива они ничего нового не прибавили. А Джеффа Линна все больше манили новые творческие перспективы, которые открывало перед ним продюсирование. Да и как композитор он пользовался успехом и своим подопечным Дейву Эдмундсу (Dave Edmunds) и Риффу Раффу (Riff Raff) Линн не только гарантировал качественный саунд, но и предложил несколько собственных песен. Его песни попали в репертуар вокалистки ABBA Агнетты Фальтског (Agnetha Fältskog), The Everly Brothers, Хелен Редди (Helen Reddy). 

И вот наступил 1986 год, когда после благотворительного концерта в Бирмингеме, прощального шоу на лондонском стадионе "Уэмбли" и еще двух выступлений в Германии, Джефф Линн поставил точку в 16-летней истории группы ELO. Он уже четко осознал, что с Electric Light Orchestra его больше ничего не связывает. 

Получив свободу и полный новых творческих планов, Линн полностью реализует себя как продюсер, аранжировщик и композитор. Среди самых известных и признанный его работ 80-х годов - альбомы Брайана Уилсона (Brian Wilson), Рэнди Ньюмана (Randy Newman) и Джорджа Харрисона ("Cloud Nine" 1987 года). В случае с Джорджем Харрисоном произошло то, за что его, собственно, так высоко и ценили: он нашел нужный и единственно верный подход к материалу и смог превратить очередную подборку песен Харрисона в первоклассный музыкальный продукт. Альбом "Cloud Nine" стал платиновым и полностью реанимировал популярность артиста, которая несколько поувяла в последние годы. 

Огромное количество музыкантов, с которыми Джеффа Линна сталкивала профессия, сослужило ему хорошую службу. В 1988 году это сотрудничество переросло в единственный в своем роде суперпроект Traveling Wilburys, который объединил Линна, Харрисона, еще двоих подопечных продюсера - Тома Петти (Tom Petty) и Роя Орбисона (Roy Orbison), а также присоединившегося к ним Боба Дилана (Bob Dylan). Группа, возникшая на смеси фолка, блюза, кантри и поп-музыки, пользовалась вполне заслуженной популярностью. Гастроли постоянно чередовались со студийной работой, результатом которой стали два платиновых диска "The Traveling Wilburys, Vol. One" (1988) и "The Traveling Wilburys, Vol. Three" (1990). Оба альбома, это плод продюсерских усилий Джеффа Линна, причем за первый альбом он получил премию Grammy.

Несколько месяцев, проведенных совместно с Орбисоном и Петти, переросли в дальнейшие совместные проекты. Именно Джеффу Линну оба артиста смогли доверить в 1989 году продюсирование своих новых альбомов - "Mystery Girl" и "Full Moon Fever", которые оказались очень удачными как в творческом, так и в коммерческом отношении. 

В 1990 году Джефф Линн, вероятно впечатлившись успехом своих коллег, решился на то, чего от него ждали уже давно. Он выпустил свой первый и пока единственный сольный альбом "Armchair Theatre". На его обложке он сам изображает этот театр одного актера, сидя в кресле на берегу моря. В трек-лист "Armchair Theatre" вошли 11 оригинальных песен и кавер-версий, мелодичных, трогательных и сделанных достаточно приятно, чтобы наверняка понравиться поклонникам Линна и ELO. Музыкант записал их не для пополнения счета в банке, а потому, что ему хотелось снова испытать удовольствие от работы в студии и скромный успех альбома у публики (только 83 строка в поп-чарте) не имел для значения.

Его продюсерский талант использовало все большее количество музыкантов: Дуэйн Эдди (Duane Eddy), Ринго Старр (Ringo Starr), Джо Кокер (Joe Cocker), Том Джонс (Tom Jones), Дейв Морган (Dave Morgan), Хэнк Марвин (Hank Marvin), Джулианна Рэй (Julianna Raye). 

Судьба настолько благоволила к Линну, что дарила ему встречи со всеми теми людьми, на которых он когда-то смотрел с благоговением и которые предопределили его жизненный выбор. Он тесно сотрудничал с кумирами своей юности Делом Шенноном, Роем Орбисоном, Джорджем Харрисоном, Ринго Старром. А в 1997 году - с Полом Маккартни, который подключил его к работе над своим лонг-плеем "Flaming Pie". Незадолго до этого Джеффу Линну выпало счастье поработать с самыми дорогими материалами - реконструировать записи Beatles для проекта "Anthology". Через его талант прошла демо-запись Джона Леннона "Real Love" и записанный всеми "битлами" сингл "Free аs а Bird". 

В 1996 году заслуги Джеффа Линна были отмечены высокой наградой - он получил Ivor Novello Аward за выдающийся вклад в развитие британской музыки. 

А, что касается Electric Light Orchestra, то уже через несколько месяцев после ухода Линна барабанщик Бив Бивэн собрал новый коллектив Electric Light Orchestra Part II. Добавим правда, что приставка "Part II" появилась только после судебной тяжбы с Линном. Обновленная группа подготовила еще четыре студийных и концертных альбома, которые ожидал очень сдержанный прием. Ситуация практически на изменилась, даже когда к ELO Part II присоединился Джефф Линн и записанный вместе с ним альбом 2001 года "Zoom" потерпел сокрушительный провал, а запланированный американский тур пришлось отменить - желающих увидеть ELO нашлось ничтожно мало. Это был, не самый приятный подарок к 30-летнему юбилею коллектива. Вместо отмененных гастролей Линн занялся ремастерингом ранних записей ELO для юбилейного переиздания и параллельно вместе с Дани Харрисоном, сыном экс-битла, подготовил посмертное издание последнего альбома Джорджа Харрисона "Brainwashed".

Категория: Звезды прог-рока | Добавил: progrockman (10.01.2012)
Просмотров: 1693 | Теги: Electric Light Orchestra, история группы, биография, Джефф Линн (Jeff Lynne), прог-рок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Pink Floyd [6]
Прог-рок Германии [13]
Забытый прог-рок [9]
Camel [3]
KING CRIMSON [13]
Звезды прог-рока [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2017