Среда, 20.09.2017, 22:04
ПроРок и прогРок
Главная
| RSS
Главная » Статьи » Classik prog-rock » KING CRIMSON

KING CRIMSON: ROBERT FRIPP
"Рок приобрел идиосинкразического музыканта и
по-настоящему эксцентричную личность,
а британская индустрия потеряла великого экономиста".

(Ян Макдональд о Фриппе)


Уже более 30 лет фигура этой "самой рациональной рок-звезды" занимает почетное место в истории рок-музыки, наравне с такими личностями, как Пол Маккартни, Джон Леннон, Мик Джаггер, Джими Хендрикс, Ян Андерсон… Влияние Фриппа на развитие современной музыки, от академического авангарда до банальной попсы, трудно переоценить. Его техника, сочетающая в себе рационализм с иррациональностью, жизненность с мистикой, холодную расчетливость с теплом и экспрессивностью, удивляет своей многогранностью при полном отсутствии надуманности и эклектики.

Роберт Фрипп родился 16 мая 1946 года в Дорсете (Великобритания). В детстве он увлекался музыкой Джерри Ли Льюиса и Элвиса Пресли, а когда ему было 18 лет он впервые услышал Битлз. Эта группа произвела на него неизгладимое впечатление, и, по его собственному признанию, именно тогда он всерьез решил стать музыкантом. Впервые он взял в руки гитару в 1957 году. Впоследствии он сильно сожалел о том, что его первый инструмент был такого низкого качества. "Это был ужасный инструмент. За седьмым ладом прижать струну было невозможно. Чтобы играть на ней, нужно было приложить большое физическое усилие, и это очень отрицательно сказалось на моей технике. Избавиться от этого я смог только через 13 лет, а ведь это могло стать непоправимым". Первым его учителем была Кэтрин Гатрелл - христианка из Армии Спасения, которая так же преподавала в детской музыкальной школе. Через несколько месяцев Фрипп освоил все, что она могла ему дать, и по её рекомендации он поступил на обучение к Дону Страйку, школа которого основывалась на бигбэндах 20-х годов. Тот сильно раскритиковал его инструмент, и Фрипп сменил гитару на чуть менее жесткую. Новый преподаватель очень понравился Фриппу. Впоследствии он был очень признателен Дону Страйку за то, что тот смог научить его не просто бренчать на гитаре, а развил в нем музыкальное мышление, и "дал связь с музыкальной традицией".

В 14 лет Фриппу надоело играть в одиночку, и он стал участником группы RAVENS. Примерно в то же время он сам начал давать уроки гитары в музыкальной школе миссис Гатрелл. Когда Фриппу исполнилось семнадцать, он устроился на работу в риелторскую контору своего отца, и параллельно играл в оркестре отеля "Маджэстик", исполняя модные рокнроллы, вальсы, песни Битлз, а так же сложные инструментальные композиции. Вместе с ним там играл один из будущих основателей THE POLICE Энди Саммерс (Andy Summers), до сих пор остающийся одним из самых близких друзей Фриппа. Во время работы в оркестре, он многому научился, заметно усовершенствовал свою технику и смог поверить в себя, в то, что он сможет стать профессиональным музыкантом. Процесс обучения сильно осложнялся изначальной неправильной постановкой руки, приобретенной "благодаря" низкому качеству его первого инструмента, а так же тем, что Фрипп был левшой. С детства Фрипп отличался настойчивостью, высокой работоспособностью и тщеславием. Таких людей трудности не останавливают, а, напротив, заставляют сконцентрировать волю и только стимулируют их упорство в достижении поставленной цели. Один из тогдашних учеников Фриппа, будущий знаменитый фолк-певец Эл Стюарт (Al Stewart) вспоминал впоследствии, как Фрипп переживал от того, что у него долго не получалось "снять" сложную инструментальную композицию группы ТHE SPOTNICKS. Из за этого он неделю ходил сам не свой, но вот, однажды, появившись в своей компании, с гордым видом взял в руки гитару и с легкостью исполнил композицию, а затем торжественно изрек: "Надеюсь, вы обратили внимание, что я сыграл на 15 секунд быстрее, чем на пластинке?" и очень удивился, узнав, что на пластинке запись была ускорена в два раза. 

Родители не очень-то поощряли музыкальные амбиции Фриппа, видя в нем будущего великого экономиста. Тогда он, в качестве "отвлекающего маневра" поступил в колледж, в котором изучал историю, экономику и политэкономию. Когда ему исполнилось 20, родители опрометчиво решили отправить свое чадо для продолжения обучения в Лондон, где Фрипп, забросив учебу, полностью посвятил себя музыке. 

Оказавшись в Лондоне, Фрипп возобновил контакты со своими старыми друзьями - братьями Майклом и Питером Джайлз (Michael & Peter Giles), с которыми познакомился еще в Дорсете. Вместе они организовали группу GILES, GILES & FRIPP, которая вскоре подписала контракт с звукозаписывающей компанией "Dream", и в 1968 году выпустила пластинку "The Cheerful Insanity of Giles, Giles and Fripp", которая с треском провалилась. За год было распродано всего 600 пластинок, и группа благополучно распалась. 

Первая неудача не обескуражила Фриппа, и он с еще большим энтузиазмом взялся за создание новой группы. Теперь его соратниками стали: барабанщик Майкл Джайлз (Michael Giles), духовик Ян Макдональд (Jan McDomald), и поющий басист Грег Лэйк (Greg Lake), в свое время обучавшийся игре на гитаре у того же преподавателя, что и Фрипп. Штатным членом группы считался так же поэт-неосимволист Питер Синфилд (Peter Sinfield), который и придумал название группе название KING CRIMSON . Дебютный альбом, вышедший в 1969 году стал сенсацией. Такое не могло оставить равнодушным, музыка сразу заставляла либо же полюбить себя, либо возненавидеть. Многие посчитали Кримзон пустой и претенциозной группой, полагая, что ее век будет недолгим, но большинство любителей серьезной музыки восхищались их необычайно сложной по тем временам музыкой, требовавшей глубокого осмысления и определенного состояния ума. Фрипп вспоминает, как после одного из выступлений к нему подошел Джими Хендрикс с перевязанной правой рукой и сказал: "Пожми мою левую руку, приятель, она ближе к сердцу". 

В период с 1969 по 1974 год группа выпустила семь альбомов высочайшего качества. Являясь безусловным лидером, Фрипп постоянно менял состав участников группы, которая, по сути, являлась лишь средством, для выражения его собственных музыкальных идей. Каждому из музыкантов давалась полная свобода для творчества, но в определенных жестко очерченных рамках. 

В июле 1974 года Фрипп принимает решение распустить группу и изъять из обращения название "King Crimson". Спонтанные и необдуманные действия для него никогда не были характерны, и в этом случае он все внимательно просчитал и взвесил. Одной из причин этого явилось его убежденность в том, что время "динозавров" в роде Крмзон прошло, и настало время "небольших независимых мобильных интеллектуальных единиц". Вероятно, что его к этому решению подтолкнуло так же предчувствие того глубочайшего кризиса, в котором оказалась рок-культура в конце семидесятых. В эпоху диско и панков многие "сломались" и упростили свою музыку в угоду широкой публике. У Фриппа не было никакого желания идти на поводу у "народных масс", и он сумел "вовремя смыться", одновременно мифологизировав группу. Малиновый Король успел "умереть вовремя". 


Значительную роль в его решении сыграло так же знакомство с учением Георгия Гурджиева, основанном на восточной философии (в частности на буддизме), согласно которому цивилизация уже вплотную приблизилась к закату и гибели. В 1975 году он отправился в Школу Духовных Практик Джона Бэннетта (последователя Гурджиева), где десять месяцев посвятил духовному и физическому самосовершенствованию. В рамках этой статьи, наверное, не стоит слишком сильно углубляться в рассуждения на эту тему. На многочисленные вопросы журналистов по поводу своих философских воззрений и их связи с учением Гурджиева-Бэннетта Фрипп отвечает очень туманно и без видимого энтузиазма, очевидно считая это своим личным делом, так что было бы нетактично и неправомерно здесь вплотную касаться этой темы и обсуждать ее, опираясь на домыслы и слухи.

Вскоре "творческий отпуск" Фриппа завершился, и он активно занялся сольной работой, а так же участием в различных проектах, которые, по его мнению, вполне подходили под определение "небольшой независимой мобильной интеллектуальной единицы". Сотрудничал он с такими авторитетными музыкантами, как Питер Хэммил (Peter Hammill), Брайан Ино (Brian Eno), Дэвид Боуи (David Bowie), а так же с группами BLONDIE, ROCHES, TALKING HEADS. Его сольные работы того периода имели мало общего с музыкой Кримзон. Его совместные проекты с Брайаном Ино, представляют собой не музыку, а, скорее, некие технические эксперименты, по разработке техники игры на Frippertronics - свежеизобретенном аналоговом устройстве, создающем необычное, объемное "эмбиентное" звучание, добиться которого на существовавших в то время музыкальных инструментах было невозможно. В 1979 году вышел его альбом "Exposure", в записи которого приняли участие в том числе Питер Хэммил (Peter Hammill) [Van Der Graaf Generator] и Питер Гэбриел (Peter Gabriel) [Genesis]. Это один из немногих сольников Фриппа, похожих на его работы в составе Кримзон. Год спустя, Фрипп снова развернулся на 180 градусов, создав проект A LEAGUE OF GENTLEMEN (так же называлась одна из его первых подростковых групп) - эмбиентно-танцевальную группу, с которой исполнял очень необычную и некоммерческую музыку с примитивной ритм-секцией, и ориентацией на new wave. Возможно, в этом составе он пытался разрабатывать идеи, которые ему не удалось реализовать с братьями Джайлз в 1968 году. Его работа с Энди Саммерсом (Andy Summers) 1981 года выдержана примерно в том же ключе. 

Вскоре Фрипп пришел к выводу, что его уже не устраивает тот формат, в котором он работает. Это ощущение подтолкнуло его к созданию группы DISCIPLINE - некого усовершенствованного и осовремененного аналога Кримзон. 30 апреля 1981 года DISCIPLINE дала свой первый концерт в пабе в городе Бэт (Великобритания). Новые коллеги Фриппа к тому времени были уже известными и авторитетными музыкантами. Билл Бруфорд (Bill Bruford) до этого работал в YES и в одном из составов KING CRIMSON; Тони Левин (Tony Levin) играл с Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel), Джоном Ленноном (John Lennon), и с группами HAWKWIND и PINK FLOYD. Адриан Белью (Adrian Belew) успел "засветиться", работая с Фрэнком Заппой (Frank Zappa), Дэвидом Боуи (David Bowie) и TALKING HEADS.

Коллеги Фриппа по группе настаивали на воскрешении названия KING CRIMSON, чего Фриппу очень не хотелось, но ему все-таки пришлось пойти им навстречу, и прежнее название было восстановлено. В этом составе Кримзон выпустила три отличных альбома, выдержанных уже в несколько ином ключе. Музыка стала более лаконичной, технократической и тяжелой, и в ней стали отчетливо слышны элементы "новой волны". Группу даже обозвали "продвинутыми TALKING HEADS", что верно только отчасти. 

Но и этот состав оказался недолговечным. 11 июля 1984 года группа отыграла в Монреале свой прощальный концерт, и прекратила существование, что уже не вызвало удивления ни у публики ни у музыкантов. Фриппа многое не устраивало. Ему не нравилась динамика развития группы, "самостийность" Левина и Белью и излишняя (по его мнению) "джазовость" Бруфорда. 

С 1983 года Фрипп использует свою индивидуальную настройку гитары, под названием "Crafty Tuning". Этот строй основан в основном на квартах (а не на квинтах, в отличие от стандартного), и ближе к скрипичному, нежели к гитарному. Он расширяет возможности инструмента и упрощает взятие аккордов. По мнению Фриппа, стандартная настройка вообще возникла случайно и является далеко не оптимальной. 

В 1984 году в жизни Фриппа произошли важные изменения. Во время пребывания в Америке, он познакомился с актрисой и, по совместительству, певицей Тойей Уилкокс (Toyah Wilcox), которая вскоре стала его женой. "16 мая 1986 года, в день моего сорокового дня рождения, мы венчались в фамильной церкви Фриппов, где умер мой пра-пра-прадед в 1752 году, и где похоронен мой отец, к которому присоединилась и моя девяностодвухлетняя мать..." - вспоминал он впоследствии.

Примерно в это же время он создает своеобразную школу гитаристов LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS (Лига хитроумных гитаристов), с учениками которой активно гастролирует, помогая многим из них не только обучиться приемам игры, но и встать на ноги и научиться выживать в мире шоу-бизнеса. Стоит заметить, что гонорары с концертных выступлений делились поровну между всеми участниками, включая самого Фриппа, хотя "весовые категории" трудно даже сравнить. 

Распустив Кримзон, Фрипп вернулся к сольной деятельности, которая опять-таки имела мало общего с его работой в составе Кримзон. Он снова издает поп-ориентированные альбомы с Энди Саммерсом, работает с Frippertronics. Начиная с 1986 года, Фрипп записывает со своей женой Тойей Уилкокс музыку, представляющую собой довольно интересный поп-эмбиент с очень необычным звучанием гитары. Его акустические выступления с музыкантами из "Лиги Гитаристов" тоже достаточно интересны, хотя и представляют собой скорее набор "упражнений на технику", или, своего рода этюды, зарисовочки ни о чем, нежели осмысленную и ориентированную на слушателя музыку.

В 1993 году Фрипп начинает выступать и записываться с экс-гитаристом группы JAPAN Дэвидом Сильвианом (David Sylvian). На этот раз музыка уже очень близка к тому, что мы привыкли слышать от Кримзон. Это если не арт-рок, то, как минимум, неопсиходелия. Хмурая бесстрастность Силвиана, сольные работы которого несколько скучны и безэмоциональны, вполне уравновешивалась экспрессивностью и яркостью Фриппа. Этот проект стал как бы предвестником скорого возрождения Кримзон. В апреле 1994 года Малиновый Король вновь взошел на престол, явившись во всей своей красе и величии. Вышедшие вскоре альбомы развеяли опасения, что Фрипп состарился или исписался. Музыка Кримзон все так же свежа и актуальна, хотя и не лишена некоторых ретро-тенденций. 

В 1998 году стартовала серия сайд-проектов Фриппа под названием ProjeKct, с порядковыми номерами от 1 до 4, причем, первым вышел ProjeKct 2. В "ПрожеКктах" задействуются только нынешние члены Кримзон в рзличных комбинациях, при неизменном участии "мэстро" Фриппа. В музыкальном плане, проекты заметно ушли от того, что мы привыкли слышать от собственно King Crimson в сторону фри-джазовой импровизации и электронного звучания. Это полностью инструментальные работы, записанные на основе концертных выступлений. Возможно, что к такому "прожеКктерству" Фриппа подтолкнуло ощущение того, что Кримзон, состоящая из шести человек, хоть и вполне "интеллектуальная и независимая", но достаточно громоздкая и уж никак не "мобильная" единица. 

Начиная с 1992 года, альбомы Кримзон выходят под вывеской DGM Records (Discipline Global Mobile Records), созданной Фриппом для выпуска альбомов группы, и помощи другим музыкантам. Там же были изданы многие сольные альбомы членов группы, а так же работы Джона Пола Джонса (John Paul Jones), Питера Хэммилла (Peter Hammill), Билла Нельсона (Bill Nelson), групп OPUS 20, TEN SECONDS, CALIFORNIA GUITAR TRIO , GITBOX… Одним из мотивов для создания собственной звукозаписывающей компании для него послужило осложнение взаимоотношений с руководством EG Records (с ней Кримзон сотрудничала с 1981 года) после того, как фирма начала переиздание альбомов King Crimson в CD формате, без его ведома. В результате длительных судебных разбирательств, тянувшихся несколько лет, Фрипп отсудил права на все записи группы, и в последнее время, на DGM Records стало выходить большое количество концертных записей King Crimson (в том числе и ранних), многие из которых не уступают студийным работам группы. К сожалению, значительная часть их доступна только путем заказа по интернет, через созданный в 1997 году клуб коллекционеров творчества группы (King Crimson Collector's Club), хотя наши пираты уже и их начали тиражировать.

Вышедшие в 2002 - 2003 годах альбомы вселяют уверенность, что Фрипп, несмотря на достаточно солидный возраст (а дядьке-то уже под 60), еще полон творческой энергии и желания работать (во какой "матёрый человечище"!) на радость публике. Постоянно развиваясь и перевоплощаясь, музыка, которую он создает, всегда остается в духе времени, но при этом она далека от конъюнктурщины и страстного стремления во что бы то не стало понравиться "досточтимой публике". Видимо по этому то, что он делает всегда актуально, несмотря на все изменения приоритетов в рок-музыке и развитие (деградацию) стилей. Фрипп - один из очень немногих музыкантов, которым удается держаться на плаву уже больше трех десятилетий, избегая существенных просчетов и падений, ведь за всю его музыкальную карьеру, у него не было ни одного (!) откровенно провального альбома. И дай Бог продолжать ему в том же духе. Будем надеяться, что и впредь Фриппу будет удаваться так же виртуозно выходить из положения, и доказывать нам несостоятельность постулата о том, что "в музыке всего 7 нот, и все их удачные комбинации уже использованы". Интересно, на сколько же еще его хватит? 


ДИСКОГРАФИЯ

1968 - The cheerful of insanity (with GILES, GILES and FRIPP)
1971 - Centipede "Septober energy" (Fripp & Friends)
1973 - No Pussyfooting (with Brian Eno) [Frippertronics]
1975 - Evening Star (with Brian Eno) [Frippertronics]
1977 - Guitar Solos
1979 - Exposure
1980 - God Save The Queen/Under Heavy Manners [Frippertronics]
1981 - A League Of Gentlemen - LIVE (with LEAGUE OF GENTLEMEN)
1981 - Let the Power Fall [Frippertronics]
1981 - I Advance Masked (with Andy Summers)
1984 - Bewitched \ Thrang thrang gozinbulx (with Andy Summers)
1985 - God save the King (with LEAGUE OF GENTLEMEN)
1985 - Bewitched (with Andy Summers)
1985 - God Save The King [Frippertronics]
1986 - Live (with LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS)
1986 - The Lady or a Tiger? (with Toyah Wilcox)
1987 - Network
1986 - Live (with LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS)
1988 - Get crafty (with LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS)
1990 - Live-2 (with LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS)
1991 - Show of Hands (with LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS)
1991 - Same (with LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS)
1991 - Kneeling At the Shrine (with SUNDAY ALL OVER THE WORLD / Toyah Wilcox)
1992 - Ophelia's Shadow (with Toyah Wilcox)
1993 - The First Day (with David Sylvian)
1993 - Darshan (with David Sylvian)
1993 - The Bridge Between (with CALIFORNIA GUITAR TRIO)
1994 - Healthy Colours (with Brian Eno)
1994 - Damage (with David Sylvian)
1995 - Intergalactic Boogie Express - Live In Europe (with LEAGUE OF CRAFTY GUITARISTS)
1995 - A Blessing of Tears [Frippertronics]
1996 - Pie Jesu [Frippertronics]
1996 - Radiophonics
1996 - That which passes
1997 - November suite [Frippertronics]
1997 - The gates of Paradise [Frippertronics]
1999 - Soundscapes - Live in Argntina.
2000 - Fripp & Fayman - A temple in the clouds

PROJEKCTS

1998 - ProjeKct 2 "Space groove":
Robert Fripp - guitar;
Adrian Belew - V-drums;
Trey Gunn - touch guitar, guitar synthesizer

1998 - ProjeKct 1 "Live at the Jazz-Cafe":
Robert Fripp - guitar;
Bill Bruford - Drums;
Trey Gunn - Touch Guitar;
Tony Levin - bass, stick, synthesizer

1999 - ProjeKct 3 "Masque":
Robert Fripp - guitar;
Trey Gunn - touch guitar;
Pat Mastellotto - electronic drums.

1999 - ProjeKct 4 "West Coast live":
Robert Fripp - guitar;
Tony Levin - bass, stick;
Pat Mastellotto - electronic drums.

2000 - ProjeKct X "Heaven and Earth":
Robert Fripp - guitar, soundscapes;
Adrian Belew - guitar, additional V'drumming;
Trey Gunn - bass touch guitar, baritone guitar;
Pat Mastellotto - drums


Источник: http://www.old-rock.ru/monsters/kingcrimson/fripp.html
Категория: KING CRIMSON | Добавил: progrockman (17.11.2010)
Просмотров: 544 | Комментарии: 1 | Теги: Роберт Фрипп, Дискография, KING CRIMSON, биография, рок музыка, прог-рок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта

Категории раздела
Pink Floyd [6]
Прог-рок Германии [13]
Забытый прог-рок [9]
Camel [3]
KING CRIMSON [13]
Звезды прог-рока [8]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 170

Статистика

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  
    Copyright MyCorp © 2017